НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯКонтрольные вопросыЖелезнодорожный транспорт представляет собой сложную транспортную систему с большими объемами перевозок и интенсивностью движения по ограниченному числу путей сообщения, что требует четкой организации перевозочного процесса. Осуществлять регулирование движения поездов в ручном режиме крайне сложно, неэффективно и небезопасно. Применение систем регулирования движения с высокой степенью автоматизации значительно увеличивает пропускную способность железных дорог, обеспечивает безопасность движения и оперативное руководство перевозочным процессом, оказывает положительное влияние на рост производительности труда работников, связанных с движением поездов. Под системами регулирования движения на железнодорожном транспорте понимается комплекс взаимосвязанных средств автоматики, телемеханики и связи, с помощью которых осуществляется оперативное управление перевозочным процессом при безусловном обеспечении безопасности движения поездов. В зависимости от места применения системы регулирования движения подразделяются на перегонные и станционные. Перегонные системы обеспечивают регулирование движения поездов по путям перегонов. Они разрешают или запрещают отправление поезда на перегон (участок пути перегона), исключают возможность отправления поезда на занятый перегон или участок пути, а также не допускают отправления поездов встречного направления по одному пути перегона. К перегонным системам относятся:
Станционные системы обеспечивают взаимную зависимость стрелок и сигналов при приеме и отправлении поездов, контролируют положение стрелок, не допускают их перевод при уже заданном маршруте, замыкают их в одном из крайних положений; при оборудовании путей и стрелочных участков рельсовыми цепями - контролируют их свободность или занятость подвижным составом. К cтанционным устройствам относятся:
Автоматическая локомотивная сигнализация, диспетчерская централизация и автоматические ограждающие устройства на переездах могут регулировать движение поездов как по перегонам, так и по станциям, поэтому эти системы могут быть отнесены как к перегонным, так и к станционным. Наиболее совершенной системой регулирования движения поездов на перегонах является автоблокировка, которая обеспечивает значительное повышение пропускной способности железнодорожной линии. Среди станционных систем наиболее эффективной с точки зрения сокращения времени на приготовление маршрута является маршрутно-релейная электрическая централизация блочного типа (БМРЦ), которая по сравнению с ключевой зависимостью увеличивает пропускную способность станции на 50...70 %. В настоящее время широко внедряются микропроцессорные системы электрической централизации на базе персональных ЭВМ (МПЦ). Средства механизации и автоматизации сортировочных станций и горок включают системы АРС (автоматическое регулирование скорости скатывания отцепов), ГПЗУ (горочно-программное задающее устройство), ГАЦ-МН на микропроцессорах, ГАЛС Р (горочная AЛC с передачей информации по радиоканалу и телеуправлением локомотивом) и др. Таким образом, системы регулирования движения служат для автоматизации процессов управления и регулирования движения поездов. Эти системы постоянно совершенствуются, благодаря чему повышаются технико-экономические показатели эксплуатационной работы железнодорожного транспорта. В настоящее время в указанных системах осуществляется переход на новую элементную базу, применяются микроэлектронная и микропроцессорная техника, малогабаритные реле повышенной надежности РЭЛ. Большое значение для регулирования движения поездов на железнодорожном транспорте имеют устройства проводной и радиосвязи, которые позволяют вести оперативное управление движением и координировать работу подразделений железнодорожного транспорта. Сеть железных дорог оборудована магистральной, диспетчерской и станционной связью. Кроме этого, широкое применение получили телеграфная связь, а также цифровые системы передачи информации. Контрольные вопросы:
|