Системы регулирования движения - Урок 1

НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ

Контрольные вопросы

Железнодорожный транспорт представляет собой сложную транспортную систему с большими объемами перевозок и интенсивностью движения по ограниченному числу путей сообщения, что требует четкой организации перевозочного процесса. Осуществлять регулирование движения поездов в ручном режиме крайне сложно, неэффективно и небезопасно. Применение систем регулирования движения с высокой степенью автоматизации значительно увеличивает пропускную способность железных дорог, обеспечивает безопасность движения и оперативное руководство перевозочным процессом, оказывает положительное влияние на рост производительности труда работников, связанных с движением поездов.

Под системами регулирования движения на железнодорожном транспорте понимается комплекс взаимосвязанных средств автоматики, телемеханики и связи, с помощью которых осуществляется оперативное управление перевозочным процессом при безусловном обеспечении безопасности движения поездов. В зависимости от места применения системы регулирования движения подразделяются на перегонные и станционные.

Перегонные системы обеспечивают регулирование движения поездов по путям перегонов. Они разрешают или запрещают отправление поезда на перегон (участок пути перегона), исключают возможность отправления поезда на занятый перегон или участок пути, а также не допускают отправления поездов встречного направления по одному пути перегона.

К перегонным системам относятся:

  • полуавтоматическая блокировка (ПАБ), при которой сигналы, разрешающие поезду занять перегон, открываются при определенных действиях работников, управляющих движением поездов, а закрываются автоматически;
  • автоматическая блокировка (АБ), в которой управление показаниями светофоров, ограждающих блок-участки, осуществляется движущимся поездом (без участия человека);
  • автоматическая локомотивная сигнализация (AЛC) и локомотивные устройства безопасности. С помощью системы АЛС показания напольных светофоров кодовыми сигналами передаются в кабину машиниста. Кроме этого, АЛС дополняется автостопом с устройством проверки бдительности машиниста и контроля скорости движения поезда;
  • автоматическая переездная сигнализация, применяемая на железнодорожных переездах для предупреждения водителей автотранспортных средств о приближении поездов к переездам и запрещающие движение автотранспорта через переезд;
  • диспетчерский контроль за движением поездов, который помогает поездному диспетчеру оперативно руководить движением поездов на участке и обесечивает дежурных по станциям информацией о подходе поездов.

Станционные системы обеспечивают взаимную зависимость стрелок и сигналов при приеме и отправлении поездов, контролируют положение стрелок, не допускают их перевод при уже заданном маршруте, замыкают их в одном из крайних положений; при оборудовании путей и стрелочных участков рельсовыми цепями - контролируют их свободность или занятость подвижным составом.

К cтанционным устройствам относятся:

  • ключевая зависимость, используемая на станциях, где сохранено ручное управление стрелками, обеспечивающая взаимное замыкание стрелок и сигналов посредством контрольных замков (в настоящее время практически не используется);
  • электрическая централизация стрелок и сигналов (ЭЦ), обеспечивающая управление стрелками и сигналами с пульта, их взаимозависимость, контроль взреза стрелок и исключение перевода стрелок под подвижным составом, а также открытие светофоров на занятый путь;
  • диспетчерская централизация (ДЦ), позволяющая управлять стрелками и сигналами ряда станций из одного пункта и контролировать положение стрелок, состояние занятости или свободности путей, стрелочных участков и прилегающих блок-участков, изменять показания входных и выходных сигналов в пределах диспетчерского круга;
  • средства автоматизации и механизации сортировочных горок, позволяющие управлять стрелками и горочными сигналами, регулировать скорости надвига и роспуска составов.

Автоматическая локомотивная сигнализация, диспетчерская централизация и автоматические ограждающие устройства на переездах могут регулировать движение поездов как по перегонам, так и по станциям, поэтому эти системы могут быть отнесены как к перегонным, так и к станционным.

Наиболее совершенной системой регулирования движения поездов на перегонах является автоблокировка, которая обеспечивает значительное повышение пропускной способности железнодорожной линии.

Среди станционных систем наиболее эффективной с точки зрения сокращения времени на приготовление маршрута является маршрутно-релейная электрическая централизация блочного типа (БМРЦ), которая по сравнению с ключевой зависимостью увеличивает пропускную способность станции на 50...70 %. В настоящее время широко внедряются микропроцессорные системы электрической централизации на базе персональных ЭВМ (МПЦ).

Средства механизации и автоматизации сортировочных станций и горок включают системы АРС (автоматическое регулирование скорости скатывания отцепов), ГПЗУ (горочно-программное задающее устройство), ГАЦ-МН на микропроцессорах, ГАЛС Р (горочная AЛC с передачей информации по радиоканалу и телеуправлением локомотивом) и др.

Таким образом, системы регулирования движения служат для автоматизации процессов управления и регулирования движения поездов. Эти системы постоянно совершенствуются, благодаря чему повышаются технико-экономические показатели эксплуатационной работы железнодорожного транспорта. В настоящее время в указанных системах осуществляется переход на новую элементную базу, применяются микроэлектронная и микропроцессорная техника, малогабаритные реле повышенной надежности РЭЛ.

Большое значение для регулирования движения поездов на железнодорожном транспорте имеют устройства проводной и радиосвязи, которые позволяют вести оперативное управление движением и координировать работу подразделений железнодорожного транспорта.

Сеть железных дорог оборудована магистральной, диспетчерской и станционной связью. Кроме этого, широкое применение получили телеграфная связь, а также цифровые системы передачи информации.


Контрольные вопросы:

  1. Каково назначение систем регулирования движения?
  2. Как классифицируются системы регулирования двиджения?
  3. Какие средства регулирования движения относятся к перегонным?
  4. Назовите станционные устройства регулирования движения.
  5. Какие виды связи используются на железнодорожном транспорте?