Системы регулирования движения - Урок 7

Автоматическая локомотивная сигнализация

Контрольные вопросы

Безопасность движения поездов требует безусловного выполнения машинистами приказов, которые передаются сигналами путевых светофоров.

Для того, чтобы машинист мог легко и безошибочно в любых условиях (на кривых участках пути, при тумане, сильном дожде, снегопаде и др.) воспринимать сигналы, подаваемые путевыми светофорами, применяют устройства для непрерывной передачи сигналов с пути на локомотивный светофор, находящийся в кабине машиниста. Эти устройства называют автоматической локомотивной сигнализацией (АЛС), и они всегда дополняют автоблокировку. Устройствами АЛС на станциях, как правило, оборудуют главные пути, а также боковые пути, если по ним предусматривается безостановочный пропуск поездов.

Сигнальные пеоказания АЛС

Сигналы, подаваемые локомотивными светофорами при приближении к путевому светофору (проходному, входному и др.), имеют следующие значения:

  • зеленый огонь - разрешается движение: на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит зеленый огонь;
  • желтый огонь - разрешается движение: на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит один или два желтых огня;
  • желтый огонь с красным - разрешается движение с готовностью остановиться: на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит красный огонь;
  • красный огонь - движение запрещается: блок-участок, на который вступил поезд, занят или его путевые цепи неисправны;
  • белый огонь указывает на то, что локомотивные устройства включены, но сигналы с пути на локомотив не передаются.

В зависимости от способа передачи показаний путевых сигналов на локомотив (непрерывно или только в определенных точках пути) различают АЛС непрерывного типа (АЛСН) и АЛС точечного типа (АЛСТ), причем последняя в настоящее время применяется только на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой.

Для передачи на локомотивный светофор движущегося поезда сигналов, подаваемых путевыми светофорами, в устройствах автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа используются рельсовые цепи автоблокировки. Навстречу поезду по рельсовым цепям посылаются импульсы тока, образующие кодовые комбинации числового кода, такие же, какие применяются в кодовой автоблокировке (поэтому такие системы АЛС называют системами числового кода). Комбинации принимаются локомотивными устройствами и преобразуются в соответствующие им показания локомотивного светофора.

Структурная схема АЛС

Оборудование АЛС подразделяется на напольное (путевое) и локомотивное (устанавливается на локомотивах).
К напольному оборудованию относятся путевые трансмиттеры, формирующие кодовые сигнальные импульсы, и электрические рельсовые цепи, выполняющие функцию волноводов.
На локомотиве устанавливаются приемные катушки (бесконтактные индукционные датчики, подвешенные на высоте 150-200 мм от головок рельсов), электрический фильтр, выделяющий сигнальный ток определенной частоты, усилитель электрического сигнала, дешифратор, обрабатывающий полученный код и формирующий необходимое показание на локомотивном светофоре.

Автоматическая локомотивная сигнализация дополняется автостопом с устройствами проверки бдительности машиниста и устройствами контроля скорости движения поезда.

Проверка бдительности машиниста производится при приближении поезда к закрытому светофору, начиная с момента смены на локомотивном светофоре зеленого огня на желтый, когда от машиниста требуется однократное подтверждение бдительности нажатием рукоятки бдительности (РБ). Далее при следовании с желтым огнем (при превышении определенной скорости), а также при желтом огне с красным и красном огне на локомотивном светофоре вступает в действие периодическая проверка бдительности машиниста с нажатием рукоятки бдительности через 30…40 с. Во всех случаях, если не будет своевременно нажата рукоятка бдительности, происходит срыв электропневматического клапана (ЭПК) и происходит автостопное торможение до полной остановки поезда.

Контроль скорости осуществляется устройствами безопасности дважды: в момент проследования путевого светофора с желтым огнем, когда на локомотивном светофоре появляется желтый огонь с красным, а также в случае проезда закрытого путевого светофора, сопровождаемого включением на локомотивном светофоре красного огня. При красном огне локомотивного светофора скорость не должна превышать 20 км/ч, а при желтом огне с красным - 60 км/ч. В случае превышения контролируемой скорости происходит автостопное торможение до полной остановки поезда.

С момента появления на локомотивном светофоре желтого огня с красным машинист обязан периодически, через каждые 20... 30 с, нажимать рукоятку бдительности во избежание экстренной остановки. Для контроля за действиями машинистов на локомотивах применяют скоростемеры (СК) с регистрирующими устройствами, которые записывают на скоростемерную ленту фактическую скорость движения поезда и регистрируют горение красного или желтого с красным огня на локомотивном светофоре, нажатие рукоятки бдительности и работу автостопа.

Комплекс средств автоматической локомотивной сигнализации может использоваться как самостоятельное (основное) средство интервального регулирования движения поездов по перегонам (АЛСО). Характерной особенностью такой системы является то, что движение поездов осуществляется только по сигналам локомотивных светофоров, т.е. сигналы локомотивного светофора являются основным средством регулирования движения. Перегон, как и при автоблокировке, разделен на блок-участки и локомотивные светофоры сигнализируют машинисту о свободности или занятости впередилежащих блок-участков. Границы блок-участков обозначаются специальными указателями.

При отправлении поезда со станции на участок, оборудованный АЛСО, основные показания выходных светофоров дополняются одним лунно-белым огнем. При отправлении поезда по неправильному пути по сигналам АЛС выходной светофор сигнализирует одним желтым мигающим и одним лунно-белым огнями. Такой светофор проследуется с уменьшенной скоростью - не более 40 км/ч.

Системы АЛСН, АЛСО используются на магистральных железных дорогах, где скорость движения пассажирских поездов не превышает 160 км/ч. На линиях с более высокой скоростью движения, достигающей 250 км/ч, требуется расширение информативности локомотивной сигнализации, так как возрастает тормозной путь и необходимо передавать информацию о приближении поездов не за два-три, а за четыре и более блок-участков.

С целью повышения эксплуатационных показателей и устранения недостатков системы AЛCH числового кода разработана система AЛC единого ряда с непрерывным каналом связи (AЛC-EH), которую также называют многозначной АЛС. В этой системе для передачи информации с пути на локомотив используется непрерывный частотный канал связи через РЦ (рельс, по сути, выполняет функцию передающей антенны). По этому каналу передаются частотные кодовые комбинации, которые содержат следующую информацию: о числе свободных блок-участков (до 6); о значении скорости проследования светофора (16 градаций от 0 до 200 км/ч); о длине впередилежащего блок-участка (больше или меньше тормозного пути); о приближении к закрытому светофору (сигнал КЖ на индикаторе) или о движении по пригласительному сигналу (сигнал белого огня на индикаторе); о допустимой и фактической скорости движения и др.

Для повышения безопасности движения поездов, предупреждения проезда запрещающих сигналов и увеличения пропускной способности участков устройства АЛСН дополняются системой автоматического управления торможением (САУТ) и комплексом локомотивных устройств безопасности (КЛУБ). Устройства САУТ и КЛУБ взаимосвязаны, что позволяет более точно определять расстояние до препятствий, используя спутниковую навигационную связь.

В настоящее время применяется Унифицированное комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ-У, выполненное на электронных блоках.

Система КЛУБ-У, рассчитанная для применения на подвижном составе I категори (локомотивы, МВПС), кроме основных функций АЛСН, позволяет:

  • вести отсчет текущего времени с корректировкой по астрономическому времени спутниковой навигационной системы;
  • определять параметры движения поезда (координаты, скорость) по информации от приемника спутниковой навигации, датчиков пути и скорости, заложенной в электронной карте участка;
  • контролировать максимально допустимую скорость движения и вырабатывать сигнал автостопного торможения при ее превышении;
  • исключать самопроизвольный несанкционированный уход состава (скатывание);
  • принимать и производить запись во внешнюю энергонезависимую память (кассету регистрации) данных электронной карты пути и параметров движения поезда (до 40 параметров).

Для контроля бдительности машиниста в пути следования служит устройство контроля бдительности машиниста (УКБМ) и телеметрическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ) с носимым датчиком в виде часов или браслета.


Контрольные вопросы:

  1. Каково назначение и принцип действия автоматической локомотивной сигнализации?
  2. Назовите показания локомотивного светофора и объясните их значение.
  3. Что относится к путевым и локомотивным устройствам АЛС?
  4. Каковы виды автоматической локомотивной сигнализации?
  5. Как и в каких случаях устройствами АЛС осуществляется проверка бдительности машиниста и контроль скорости движения?
  6. Что такое АЛСО и какова область ее применения?
  7. В чем основные преимущества многозначной АЛС-ЕН?
  8. Какими локомотивными устройствами безопасности дополняется АЛС?
  9. Каковы основные функции комплексных локомотивных устройств безопасности (КЛУБ, КЛУБ-У)?