Системы регулирования движения - Урок 8

Устройства безопасности на переездах

Контрольные вопросы

В местах пересечения в одном уровне железнодорожных путей с автомобильными дорогами устраиваются железнодорожные переезды.

Категории переездов

В зависимости от интенсивности движения поездов и автотранспорта переезды делятся на 4 категории. К первой категории относятся переезды с наиболее интенсивным движением поездов и автомобилей, а также переезды расположенные на участках со скоростным движением поездов (более 140 км/ч). Переезды на малодеятельных линиях и с неинтенсивным движением автотранспорта относят к четвертой категории.

Переезды бывают регулируемыми и нерегулируемыми.

К регулируемым относятся переезды, оборудованные автоматическими устройствами переездной сигнализации, извещающей водителей транспортных средств о приближении поезда, или обслуживаемые дежурным работником.

Переезды бывают охраняемыми и неохраняемыми.

Охраняемые переезды обслуживаются дежурным работником и оборудуются устройствами заграждения для движения автотранспорта. Дежурные по переезду имеют радиосвязь с машинистами поездов, а также прямую телефонную связь с дежурными по ближайшим станциям, а при диспетчерской централизации - с поездным диспетчером.

Охраняемыми должны быть переезды:

  • I категории;
  • II категории на участках с ограниченной видимостью или на участках с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки;
  • III категории на участках с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки и неудовлетворительной видимостью, а также на всех участках с интенсивностью движения более 200 поездов в сутки.

Неохраняемые регулируемые переезды работают полностью в автоматическом режиме и не оборудуются устройствами заграждения для движения автотранспорта.

К нерегулируемым переездам относятся переезды, не оборудованные никакими устройствами автоматической переездной сигнализации и не обслуживаемые дежурным работником. Такие переезды встречаются только на малодеятельных линиях и расположенные в местах необщего пользования (на подъездных путях предприятий, промышленных территориях и т.п.)

Для обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах применяются следующие комплексы устройств:

  • автоматическая переездная светофорная сигнализация (АПС), представляющая собой переездные светофоры с двумя красными попеременно мигающими огнями, включение которых осуществляется автоматически при приближении поезда на определенное расчетом расстояние, а выключение - автоматически после проследования поезда за железнодорожный переезд;
  • автоматическая переездная светофорная сигнализация с автоматическими шлагбаумами (АПШ) - переездная светофорная сигнализация, дополненная заградительными брусьями шлагбаумов, которые опускаются автоматически после включения краных огей на переездных светофорах и поднимаются автоматически перед выключением переездных светофоров;
  • автоматическая светофорная сигнализация с полуавтоматическими шлагбаумами - переездная светофорная сигнализация, дополненная заградительными брусьями шлагбаумов, опускание которых осуществляется автоматически после включения огней на переездных светофорах, а выключение сигнализации и подъем заградительных брусьев шлагбаумов происходит от нажатия кнопки дежурным работником после проследования поезда за железнодорожный переезд;
  • оповестительная сигнализация, извещающая дежурного работника о приближении поезда к железнодорожному переезду световым и звуковым сигналами. При этом включение и выключение технических средств заграждения железнодорожного переезда осуществляет дежурный работник, обслуживающий железнодорожный переезд;
  • механизированнные и электрошлагбаумы, которые приводятся в действие дежурным работником, обслуживающим переезд, после включения оповестительной сигнализации, извещающей о приближении поезда. Механизированные (ручные) шлагбаумы имеют механический привод, с помощью которого дежурный работник вручную переводит заградительные брусья в открытое (вертикальное) или закрытое (горизонтальное) положение. Электрошлагбаумы открываются и закрываются с помощью электрических приводов дежурным по переезду нажатием специальной кнопки;
  • устройства заграждения переезда (УЗП), преграждающие движение автотранспорта через железнодорожный переезд путем подъема специальных плит, расположенных на обеих сторонах проезжей части автомобильной дороги. Подъем и опускание крышек УЗП осуществляется электроприводами (время - 4—7 с, высота подъема переднего бруса крышки - не менее 0,4 м от уровня дорожного покрытия);
  • противотаранные устройства (ПТУ), представляющие собой электрошлагбаумы, полностью перекрывающие всю ширину проезжей части автомобильной дороги и создающие физическое препятствие (барьер) для движения автотранспортных средств. Противотаранные устройства приводятся в действие дежурным работником по переезду заблаговременно перед приближением скоростного или высокоскоростного поезда.
Автоматический шлагбаум

Автоматический шлагбаум имеет заградительный брус (1), который поднимается при помощи электропривода (2) и противовеса (3), электрический звонок (4), две однозначные сигнальные головки с огнями красного цвета (5), мачту (6) и фундамент (7). Брус шлагбаума деревянный, рассчитан на перекрытие правой стороны проезжей части дороги (шириной не менее 3 м) и имеет окраску в виде чередующихся наклонных полос белого и красного цветов. На брусе укреплены три сигнальных светоотражателя красного цвета.

Шлагбаумы устанавливают с обеих сторон переезда (на правой стороне проезжей части автомобильной дороги, пересекающей переезд) на расстоянии не менее 6 м от крайнего рельса. Нормальное положение автоматических и полуавтоматических шлагбаумов - открытое; механизированных и электрошлагбаумов - закрытое.

На неохраняемых переездах может устанавливаться двухзначный переездный светофор с тремя сигнальными головками - двумя с огнями красного цвета, расположенными по бокам от головки с огнем лунно-белого цвета. При отсутствии приближающегося поезда красные огни переездного светофора погашены, а лунно-белый огонь мигает, свидетельствуя об отсутствии приближающегося к железнодорожному переезду поезда и исправности устройств сигнализации.

Охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды могут оборудоваться запасными горизонтально-поворотными шлагбаумами, позволяющими закрывать движение автотранспорта через переезд на время производства путевых работ, работ по обслуживанию и ремонту переезда и в других необходимых случаях.

Устройство охраняемого переезда

Со стороны подъезда автотранспорта устанавливаются (в соответствии с требованиями ПДД) дорожные знаки, предупреждающие водителей о приближении к переезду. На неохраняемых переездах на мачтах переездных светофоров устанавливаются предупреждающие дорожные знаки «Однопутная железная дорога», либо «Многопутная железная дорога». Подходы к переезду ограждаются столбиками, устанавливаемыми на расстоянии от 2,5 до 16 м от крайних рельсов через каждые 1,5 м.

На подходах к переездам со стороны железнодорожного пути устанавливаются постоянные сигнальные знаки, требующие подачи свистка. Сигнальные знаки «Свисток» устанавиливаются на расстоянии 500—1500 м от переездов (на перегонах при скоростях движения поездов более 120 км/ч - на расстоянии 800—1500 м), а на неохраняемых переездах с ограниченной видимостью должны устанавливаться дополнительные сигнальные знаки на расстоянии 250 м от переезда (на перегонах при скоростях движения поездов более 120 км/ч - на расстоянии 400 м).

На железнодорожных путях, пересекающих охраняемые переезды, на расстоянии не менее 15 м и не более 800 м от переезда устанавливаются заградительные светофоры. В случае аварии или затора на переезде дежурный по переезду нажатием кнопки на пульте управления включает на заградительных светофорах красные огни. Одновременно с этим рельсовые цепи блок-участка, на котором расположен переезд, шунтируются, в результате чего при автоблокировке на ближайших проходных светофорах загораются красные огни, а на локомотивном светофоре поезда, следующего по данному блок-участку, загорается белый огонь и машинист принимает меры к немедленной остановке поезда. Состояние нитей ламп заградительных светофоров контролируется на пульте дежурного по переезду. В качестве заградительных могут использоваться расположенные на подходах к переезду входные, выходные, маршрутные и проходные светофоры.

С наружной стороны колеи верх настила переезда должен быть в одном уровне с верхом головок рельсов. Внутри колеи настил должен быть выше уровня головок рельсов на 30…40 мм, что позволяет избежать замыкания (шунтирования) рельсовых цепей при проходе через переезд гусеничной техники, катков, полозов саней и пр. Ширина переездного настила должна быть равна ширине проезжей части автодороги, но не менее 6 м.

Перед настилом переезда в колее каждого пути устанавливаются отбойные брусья, а со стороны подхода поездов правильного направления на охраняемых переездах устанавливаются планки нижнего габарита, состояние которых контролируется дежурным по переезду.

На электрифицированных участках железных дорог перед переездами с обеих сторон могут устанавливаться габаритные ворота с высотой подвески контрольных планок не более 4,5 м, что гарантирует безопасный проход под контактным проводом груженых машин, кранов и другой крупногабаритной техники.

Движение по переезду крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств и тихоходных машин допускается лишь с разрешения начальника дистанции пути и под наблюдением дорожного мастера или бригадира пути, а на электрифицированных участках при высоте груза более 4,5 м - в присутствии представителя дистанции электроснабжения.

Для обеспечения лучшей видимости переезды должны располагаться на прямых участках железных и автомобильных дорог вне пределов выемок. Пересечение железнодорожных путей и автомобильной дороги должно осуществляьться под прямым углом, а в трудных условиях - под углом не более 60º. Все переезды I и II категорий должны иметь электрическое освещение.

Безопасное движение поездов и транспортных средств на охраняемом переезде обеспечивает дежурный работник по переезду, который должен контролировать работу автоматической переездной сигнализации, устройств заграждения, в необходимых случаях регулировать движение автотранспорта через переезд, подавать машинистам поездов установленные ПТЭ сигналы, наблюдать за состоянием проходящих поездов и планок нижнего габарита. В случае обнаружения неисправности, угрожающей безопасности движения, дежурный по переезду обязан принять меры к немедленной остановке приближающегося поезда, а при обнаружении неисправности в проследовавшем через пеерезд поезде, либо повреждении планки нижнего габарита - доложить об этом машинисту проследовавшего поезда, дежурному по ближайшей станции, а на участках с диспетчерской централизацией - поездному диспетчеру. Для размещения дежурного работника и устройств управления на охраняемых переездах строятся здания переездных постов с выходом вдоль железнодорожного пути в сторону автомобильной дороги. Выходы должны ограждаться перилами. Для осмотра проходящих поездов охраняемые переезды оборудуются прожекторными установками.

Для приведения в действие устройств автоматической переездной сигнализации используются электрические рельсовые цепи автоблокировки, либо специально создаваемые рельсовые цепи автоматической переездной, либо оповестительной сигнализации.

Автоматическое включение ограждающих устройств происходит при приближении поезда к переезду на определенное рассчетом расстояние. Это расстояние называется участком приближения. При определении длины участка приближения в расчет принимается скорость движения поездов и длина проезжей части переезда, определяющая время проследования через переезд расчетного автомобиля (автопоезда длиной 24 м). Расчетное расстояние обеспечивает гарантированный запас времени, необходимый для заблаговременной подачи на переезд извещения о приближении к нему поезда, включения устройств автоматической переездной сигнализации и закрытия автоматических шлагбаумов (при их наличии).

При воздействии поезда на рельсовые цепи участка приближения на пульте дежурного по переезду включается оповестительная световая сигнализация соответствующего пути и направления, а на переездных светофорах начинают попеременно мигать красные огни и включается звуковой сигнал; через 8—15 секунд опускаются брусья автоматических шлагбаумов, а еще через некоторое время - поднимаются плиты УЗП. Для исключения подъема плит УЗП под проезжающим над ними автотранспортом устанавливаются датчики обнаружения транспортных средств. Подача звукового сигнала прекращается после полного опускания брусьев шлагбаумов, а при их отсутствии - после выключения светофорной сигнализации. После проследования через переезд поезда плиты УЗП опускаются, брусья автоматических шлагбаумов поднимаются, переездный светофор выключается. Открытие полуавтоматических шлагбаумов осуществляется нажатием дежурным по переезду кнопки открытия переезда.


Контрольные вопросы:

  1. Каково назначение железнодорожных переездов?
  2. Как классифицируются железнодорожные переезды?
  3. Какими устройствами оборудуется регулируемый железнодорожный переезд?
  4. Что представляет собой автоматический шлагбаум?
  5. Какие дополнительные устройства безопасности используются на переездах?
  6. Каково назначение заградительных светофоров?
  7. Как осуществляется автоматическое включение и выключение ограждающих устройств на переездах?
  8. Каковы функции дежурного по железнодорожному переезду?