Системы регулирования движения - Урок 8

Автоматическая переездная сигнализация

Контрольные вопросы

В местах пересечения в одном уровне железнодорожных путей с автомобильными дорогами устраиваются железнодорожные переезды.

В зависимости от интенсивности движения поездов и автотранспорта переезды делятся на 4 категории. К первой категории относятся переезды с наиболее интенсивным движением поездов и автомобилей. Переезды на малодеятельных линиях и с неинтенсивным движением автотранспорта относят к четвертой категории.

Категории переездов

Переезды бывают регулируемыми и нерегулируемыми.

К регулируемым относятся переезды, оборудованные автоматическими устройствами переездной сигнализации, извещающей водителей о приближении поезда, а на линиях с интенсивным или скоростным движением поездов - также подъемными устройствами заграждения (УЗП), исключающими выезд на переезд автотранспорта при подходе к нему поезда. Регулируемые переезды бывают охраняемыми и неохраняемыми.

Переезды 1 и 2 категорий должны быть охраняемыми. Охраняемые переезды обслуживаются дежурным по переезду и оборудуются автоматическими или ручными шлагбаумами, а также заградительными светофорами. Дежурные по переезду имеют радиосвязь с машинистами поездов, а также прямую телефонную связь с дежурными по ближайшим станциям, а при диспетчерской централизации - с поездным диспетчером.

Неохраняемые переезды работают полностью в автоматическом режиме и обычно шлагбаумами не оборудуются.

К нерегулируемым переездам относятся переезды, не оборудованные никакими устройствами автоматической переездной сигнализации. Такие переезды встречаются только на малодеятельных линиях, подъездных путях промышленных предприятий, промышленных территорий и т.п.

Наиболее совершенным устройством ограждения переезда является автоматическая светофорная сигнализация с автоматическими шлагбаумами (АПШ) или без них (АПС).

Автоматический шлагбаум

Автоматический шлагбаум включает в себя переездный двузначный светофор и шлагбаум. Основными частями автоматического шлагбаума являются заградительный брус 1, который поднимается при помощи электропривода 7, крестообразный сигнальный знак 2 со стеклянными отражателями, электрический звонок (зуммер) 3, две однозначные светофорные головки 4, мачта 5 и фундамент 6. Брус шлагбаума деревянный, длиной 4 м - рассчитан на перекрытие части дороги, отведенной для правильного направления движения, и имеет окраску в виде полос белого и красного цветов. На брусе укреплены три сигнальных светоотражателя. На конце бруса должен быть установлен сигнальный фонарь, сигнализирующий красным огнем в сторону автодороги и белым огнем - в сторону железнодорожного пути.

Переездные светофоры и шлагбаумы устанавливают на правой стороне автомобильной дороги, пересекающей переезд, на расстоянии не менее 6 м от ближайшего рельса. Нормальное положение шлагбаумов - открытое, а устройств УЗП - опущенное. На охраняемых переездах переездный светофор имеет две головки с огнями красного цвета. На неохраняемых переездах может устанавливаться светофор с тремя головками - двумя с огнями красного цвета, расположенными по бокам от головки с огнем лунно-белого цвета. При отсутствии приближающегося поезда красные огни переездного светофора погашены, а лунно-белый огонь (при его наличии) мигает.

Устройство охраняемого переезда

Со стороны подъезда автотранспорта устанавливаются (в соответствии с ПДД) дорожные знаки, предупреждающие водителей о приближении к переезду.

На подходах к переездам со стороны железнодорожного пути устанавливаются сигнальные знаки, требующие подачи свистка ("Свисток").

На железнодорожных путях, пересекающих регулируемые переезды, на расстоянии не менее 15 м от переезда устанавливаются заградительные светофоры. В случае аварии или затора на переезде дежурный по переезду зажигает на заградительных светофорах красные огни. Одновременно с этим рельсовые цепи блок-участка, на котором расположен переезд, замыкаются, в результате чего при автоблокировке на ближайших проходных светофорах загораются красные огни, а на локомотивном светофоре поезда, следующего по данному блок-участку, загорается белый огонь и машинист принимает меры к немедленной остановке поезда. Состояние нитей ламп заградительных светофоров контролируется на пульте дежурного по переезду.

Чтобы избежать замыкания (шунтирования) рельсовых цепей при проходе через переезд гусеничной техники, катков, полозов саней и пр., верх настила переезда делают на 30…40 мм выше уровня головок рельсов. Ширина переездного настила должна быть не менее 6 м.

На электрифицированных участках железных дорог на переезде с обеих сторон устанавливается габаритные ворота с высотой подвески контрольных планок не более 4,5 м, что гарантирует безопасный проход под контактным проводом груженых машин, кранов и другой крупногабаритной техники. Движение по переезду крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств и тихоходных машин допускается лишь с разрешения начальника дистанции пути и под наблюдением дорожного мастера или бригадира пути, а на электрифицированных участках при высоте груза более 4,5 м - в присутствии представителя дистанции электроснабжения.

Перед настилом переезда в колее каждого пути устанавливаются планки нижнего габарита.

На железнодорожных переездах линий со скоростным движением поездов в настоящее время в дополнение к автоматическим шлагбаумам и подъемным устройствам заграждения (УЗП) устанавливаются противотаранные устройства (ПТУ) шлагбаумного типа, приводимые в действие дежурным по переезду.

Для приведения в действие устройств автоматической переездной сигнализации используются электрические рельсовые цепи автоблокировки или специальные цепи переездной сигнализации.

Автоматическое включение ограждающих устройств происходит при приближении поезда к переезду на определенное расстояние. Это расстояние называется участком приближения. Длина участка приближения зависит от скорости движения поездов перед переездом и длины проезжей части переезда и служит для заблаговременной подачи извещения на переезд о приближении к нему поезда, включения автоматической переездной сигнализации и закрытия автоматических шлагбаумов (если они имеются). Время подачи извещения зависит от времени, необходимого для освобождения переезда транспортными средствами. В него входит время, необходимое на проследование переезда, время срабатывания приборов, включающих ограждающие устройства, гарантийный запас времени (это время зависит от длины переезда, расчетной длины автопоезда - 24 м, расстояния от места остановки транспортного средства до переездного светофора и от расчетной скорости движения транспортных средств через переезд).

При вступлении поезда на рельсовые цепи участка приближения на пульте дежурного по переезду включается оповестительная сигнализация, а на переездном светофоре начинают попеременно мигать красные огни и включается звуковой сигнал; через 8…15 секунд опускаются автоматические шлагбаумы, а еще через некоторое время - поднимаются плиты УЗП. Для исключения подъема плит УЗП под проезжающим над ними автотранспортом устанавливаются оптические датчики. Подача звукового сигнала прекращается после полного опускания шлагбаума, а при его отсутствии - после выключения светофорной сигнализации. После прохода через переезд поезда шлагбаумы поднимаются, плиты УЗП опускаются, переездный светофор выключается (загорается лунно-белый мигающий огонь).

Железнодорожные переезды могут оборудоваться ручными поворотными шлагбаумами, позволяющими закрывать движение автотранспорта через переезд на время производства путевых работ, работ по обслуживанию и ремонту переезда и в других необходимых случаях.

Безопасное движение поездов и транспортных средств на охраняемом переезде обеспечивает дежурный по переезду, который должен своевременно открывать и закрывать шлагбаум и подавать установленные сигналы, наблюдать за состоянием проходящих поездов и планок нижнего габарита. В случае обнаружения неисправности, угрожающей безопасности движения, дежурный по переезду обязан принять меры к остановке поезда, а если отсутствует сигнал, обозначающий хвост поезда, - доложить об этом дежурному по станции, а на участках с диспетчерской централизацией - поездному диспетчеру.


Контрольные вопросы:

  1. Каково назначение железнодорожных переездов?
  2. Как классифицируются железнодорожные переезды?
  3. Какими устройствами оборудуется регулируемый железнодорожный переезд?
  4. Что представляет собой автоматический шлагбаум?
  5. Какие дополнительные устройства безопасности используются на переездах?
  6. Каково назначение заградительных светофоров?
  7. Как осуществляется автоматическое включение и выключение ограждающих устройств на переездах?
  8. Каковы функции дежурного по железнодорожному переезду?