Системы регулирования движения - Урок 10

ПРИБОРЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Контрольные вопросы
Пульт ЭЦ Управление стрелочными переводами, а также контроль положения стрелок, показаний сигналов и занятости изолированных участков осуществляется с помощью аппаратов управления, которые включают в себя пульты, предназначенные для размещения на них приборов управления (кнопок, рукояток), и табло, предназначенные для размещения приборов контроля. На табло размещаются различные элементы световой индикации: световые ячейки, повторители светофоров, контрольные лампочки или светодиоды, амперметры и др. Пульты и табло могут быть выполнены в виде отдельных устройств (пульт с выносным табло), а могут быть совмещены в единую конструкцию, называемую пульт-табло. Наибольшее распространение на промежуточных станциях, разъездах и обгонных пунктах получили унифицированные пульты-табло типов УП-1 и УП-2, а также пульты с табло из блочных элементов типа ППНБ. Пульты постов централизации выполняются, как правило, без табло. Расположение органов управления на них повторяет путевое развитие обслуживаемого маневрового района.

Приборы управления - это стрелочные рукоятки и кнопки задания маршрутов. При МРЦ перевод стрелок может осуществляться автоматически при задании маршрутов кнопками светофоров (поездных и маневровых). При ЭЦ без маршрутного набора приготовление маршрута производится установкой в нужное положение стрелочных рукояток всех стрелок, входящих в приготовляемый маршрут с последующим нажатием сигнальных кнопок соответствующих светофоров.

На пультах-табло кнопки задания маршрутов (маршрутные кнопки) обычно располагаются в соответствии с путевым развитием станции в начале и конце маршрутов (возле повторителей соответствующих светофоров). На пультах с выносными табло маршрутные кнопки обычно группируются по назначению (поездные и маневровые) и по зонам обслуживания (четный, нечетный). Часть кнопок и стрелочных рукояток может располагаться на выносном табло (в нижней части).

В настоящее время наибольшее применение имеют двухпозиционные кнопки с фиксацией и без фиксации нажатого положения, кнопки c фиксаторами, в том числе пломбируемые, и кнопки, оборудованные счетчиками нажатий.

На пульте-табло также устанавливаются:

  • рукоятки индивидуального перевода стрелок;
  • кнопки отмены маршрутов и отмены набора;
  • кнопка включения подсветки контроля положения стрелок;
  • кнопка выключения звонка взреза стрелки;
  • кнопка выключения контрольного звонка батареи;
  • кнопки-счетчики включения пригласительных сигналов, искусственного размыкания маршрутов и другие.

Кнопки включения пригласительных сигналов (без фиксации) либо пломбируются, либо оборудуются счетчиком нажатий.

В случае необходимости отменить заданный маршрут с закрытием соответствующего сигнала следует нажать кнопку "ОТМЕНА МАРШРУТА", а затем сигнальную кнопку соответствующего светофора (кнопку начала маршрута). Процесс отмены маршрутов контролируется по соответствующим лампочкам.

Отмена маршрута при свободном предмаршрутном участке происходит за несколько секунд. При наличии поезда на предмаршрутном участке отмена поездного маршрута производится за 3 - 4 мин, маневрового - за 1,5 мин.

Кнопка "ОТМЕНА НАБОРА" нажимается при необходимости прекратить набор маршрута до открытия светофора.

Кнопка "ИСКУССТВЕННОЕ РАЗМЫКАНИЕ" нажимается после нажатия кнопок искусственной разделки соответствующих секций маршрутов (изолированных участков).

Сбоку на пульте-табло устанавливается ключ-жезл закрытия соответствующего перегона, а также ключ для перевода станции на диспетчерское или местное управление (на участках с ДЦ). При местном управлении ключ находится в вертикальном положении, для перехода на диспетчерское управление он поворачивается по часовой стрелке на 90 град.

Приборами контроля стрелочных переводов являются контрольные лампочки у стрелочных рукояток. Кроме того, положение стрелок контролируется световыми секциями на табло. Одновременно может гореть только одна контрольная лампочка: зеленая (плюсовое положение стрелки) или желтая (минусовое положение стрелки). При отсутствии контроля положения стрелки зеленая и желтая лампочки не горят, а загорается красная лампочка над стрелочной рукояткой, звенит звонок, который выключается кнопкой "ЗВОНОК ВЗРЕЗА".

Нормальное положение стрелочной рукоятки при МРЦ - среднее, при ЭЦ без маршрутного набора - рукоятка всегда установлена в одно из крайних положений ("+" или "-").

Контроль положения стрелки (загорание зеленой или желтой лампочки у стрелочной рукоятки) при МРЦ достигается путем:

  • установки стрелочной рукоятки в крайнее положение, соответствующее фактическому положению стрелки;
  • нажатия кнопки "КОНТРОЛЬ СТРЕЛОК".

У большей части стрелочных переводов плюсовое положение принято по прямому пути, у охранных стрелок - на сброс или в предохранительный тупик. На однопутных участках плюсовое положение входных стрелок, расположенных по главному пути в противоположных концах станции, выбирается таким, чтобы исключить одновременный прием на один путь поездов противоположных направлений. Плюсовое положение стрелок указывается в ТРА станции и наносится на кожух переводного механизма каждого стрелочного перевода. На схеме пульта-табло плюсовое положение стрелок указывают черные черточки, расположенные в остром углу каждого стрелочного перевода.

Если при переводе стрелки остряки стрелки не становятся в крайнее положение, на пульте загорается красная лампочка, звенит звонок взреза, а амперметр показывает прохождение рабочего тока, то дежурный по станции обязан немедленно возвратить стрелку в первоначальное положение, после чего повторить попытку перевода стрелки три-четыре раза. Если и после этих попыток стрелка не перевелась в нужное положение, дежурный по станции ставит стрелочную рукоятку в первоначальное положение, принимает меры к проверке состояния стрелочного перевода и извещает электромеханика. Если при проверке стрелочного перевода не будут установлены причины, препятствующие переводу стрелки, то дежурный по станции с ведома поездного диспетчера переводит стрелку на ручное управление с помощью курбеля, о чем предварительно делает запись в журнале осмотра, извещает электромеханика, дорожного мастера (бригадира пути) и начальника станции.

Световая схема станции выполняется с помощью световых ячеек, устанавливаемых в прорези лицевой панели. В каждой световой ячейке размещены две лампы, перед одной из ламп установлен красный светофильтр. При включении той или другой лампы ячейка может светиться белым или красным цветом. Лампы пульта-табло питаются напряжением 24 В. На табло контролируется свободность или занятость изолированных станционных участков, приготовление и размыкание маршрутов, а также свободность или занятость двух блок-участков приближения и блок-участков удаления, свободность или занятость всего перегона, установленное направление действия автоблокировки.

Контрольные лампы повторителей светофоров, пригласительных сигналов и других устройств размещаются в отдельных патронах для коммутаторных ламп, снабженных линзами соответствующих цветов. Повторители светофоров на табло помещаются с правой стороны от оси пути по ходу движения:

а) повторитель входного светофора имеет три показания: красный огонь - светофор закрыт; зеленый огонь - светофор открыт на разрешающее показание (зеленый, желтый, два желтых и т. д.); белый огонь - включен пригласительный сигнал (горит постоянно, не мигает);

б) повторитель выходного или маршрутного светофора имеет две нормально не горящие лампочки. При открытии светофора в поездном маршруте на разрешающее показание на повторителе загорается зеленая лампочка; при открытии маневрового сигнала на повторителе загорается белая лампочка. При включении пригласительного сигнала мигает зеленая лампочка;

в) повторитель маневрового светофора имеет одну нормально не горящую лампочку. При открытии светофора на повторителе загорается белый огонь.

В случае перегорания лампы запрещающего огня (красного или синего) на выходном или маневровом светофорах на их повторителе на табло мигает белая лампочка. Контроль отмены и размыкания маршрутов осуществляется соответствующими лампами.

При отмене маршрута загорается лампа "ОТМЕНА", а затем одна из ламп, соответствующая поездному, маневровому или свободному маршруту. Контроль процесса искусственного размыкания маршрута осуществляется по миганию полос секций и лампочкой "РАЗМЫКАНИЕ".

Работа стрелочных электроприводов в момент перевода стрелок контролируется по показаниям амперметра.


Контрольные вопросы:

  1. Перечислите аппараты управления электрической централизации.
  2. Как осуществляется приготовление маршрутов с помощью приборов управления ЭЦ?
  3. Как располагаются приборы управления и контроля на пульте и табло (пульте-табло)?
  4. Какие кнопки на пульте управления пломбируются, либо оборудуются счетчиками нажатий?
  5. Как производится отмена приготовленного маршрута?
  6. Для чего предназначен ключ-жезл, устанавливаемый на пульте управления ЭЦ?
  7. Каким образом можно определить фактическое положение стрелочных переводов?
  8. Как с помощью приборов управления выявляется потеря контроля или взрез стрелки?
  9. Как контролируются показания поездных и маневровых светофоров с помощью аппаратов управления ЭЦ?
  10. Каково назначение амперметра, установленного на табло?