Системы регулирования движения - Урок 10

ПРИБОРЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Контрольные вопросы
Пульт ЭЦ

Управление напольными устройствами (стрелочными переводами, светофорами) а также контроль положения стрелок, показаний светофоров и занятости изолированных участков осуществляется с помощью аппаратов управления, которые включают в себя пульты, предназначенные для размещения на них приборов управления (кнопок, рукояток), и табло, предназначенные для размещения приборов контроля.

Пульты и табло могут быть выполнены в виде отдельных устройств (пульт с выносным табло), а могут быть совмещены в единую конструкцию, называемую пульт-табло. Наибольшее распространение на небольших промежуточных станциях, разъездах и обгонных пунктах получили унифицированные пульты-табло типов УП-1 и УП-2, а также пульты-табло из блочных элементов типа ППНБ. Пульты постов централизации выполняются, как правило, без табло. Расположение органов управления на них повторяет путевое развитие обслуживаемого маневрового района.

На пультах размещаются приборы управления устройствами ЭЦ - копки и стрелочные рукоятки. На табло размещаются различные элементы световой индикации: световые ячейки, повторители светофоров, контрольные лампочки или светодиоды, амперметры и др.

Приборы управления - это стрелочные рукоятки и кнопки задания маршрутов. При МРЦ перевод стрелок может осуществляться автоматически при задании маршрутов кнопками светофоров (поездных и маневровых). При ЭЦ без маршрутного набора приготовление маршрута производится установкой в нужное положение стрелочных рукояток всех стрелок, входящих в приготовляемый маршрут с последующим нажатием сигнальных кнопок соответствующих светофоров.

На пультах-табло кнопки задания маршрутов (маршрутные кнопки) обычно располагаются в соответствии со схемой станции в начале и конце маршрутов (возле повторителей соответствующих светофоров). На пультах с выносными табло маршрутные кнопки обычно группируются по назначению (поездные и маневровые) и по зонам обслуживания (четный, нечетный). Часть кнопок и стрелочных рукояток может располагаться на выносном табло (в нижней части).

На пульте (пульте-табло) также устанавливаются:

Кнопки включения пригласительных сигналов либо пломбируются, либо оборудуются счетчиком нажатий.

Применяются двухпозиционные кнопки следующих типов: без фиксации нажатого положения, с фиксацией нажатого положения, кнопки c фиксаторами, в том числе пломбируемые, и кнопки, оборудованные счетчиками нажатий. Кнопки вспомогательных режимов (включения пригласительных сигналов, искусственного размыкания маршрутов) либо пломбируются, либо оборудуются счетчиком нажатий.

Сбоку на пульте-табло устанавливается ключ-жезл закрытия соответствующего перегона, а также ключ для перевода станции на диспетчерское или местное управление (на участках с ДЦ). При местном управлении ключ находится в вертикальном положении, для перехода на диспетчерское управление он поворачивается по часовой стрелке наº.

Приборами контроля стрелочных переводов являются контрольные лампочки, расположенные у стрелочных рукояток. Одновременно может гореть только одна контрольная лампочка: зеленая (плюсовое положение стрелки) или желтая (минусовое положение стрелки). При отсутствии контроля положения стрелки зеленая и желтая лампочки не горят, а горит красная лампочка над стрелочной рукояткой.

Нормальное положение стрелочной рукоятки при МРЦ - среднее, для индивидуального перевода стрелки рукоятка устанавливается в одно из крайних положений ("+" или "-").

Контроль положения стрелки производится путем:

  • установки стрелочной рукоятки в крайнее положение, соответствующее фактическому положению стрелки - в этом случае загорается контрольная лампочка зеленого или желтого цвета;
  • нажатия кнопки "КОНТРОЛЬ СТРЕЛОК" - в этом случае все стрелочные секции на табло подсвечиваются.

У большей части стрелочных переводов плюсовое положение принято по прямому пути, у охранных стрелок - на сброс или в предохранительный тупик. На однопутных участках плюсовое положение входных стрелок, расположенных по главному пути в противоположных концах станции, выбирается таким, чтобы исключить одновременный прием на один путь поездов противоположных направлений. Плюсовое положение стрелок указывается в ТРА станции и наносится на кожух переводного механизма каждого стрелочного перевода. На табло плюсовое положение стрелок обозначается маркерами, расположенными в тупом углу каждого стрелочного перевода.

Если при переводе стрелки ее остряки не становятся в крайнее положение, на пульте загорается красная лампочка, а амперметр показывает прохождение рабочего тока. Дежурный по станции обязан немедленно возвратить стрелку в исходное положение, после чего повторить попытку перевода стрелки три-четыре раза. Если и после этих попыток стрелка не перевелась в нужное положение, дежурный по станции ставит стрелочную рукоятку в первоначальное положение, принимает меры к проверке состояния стрелочного перевода и извещает электромеханика о возникшей неисправности. Если при проверке стрелочного перевода не будут установлены причины, препятствующие переводу стрелки, то дежурный по станции с ведома поездного диспетчера переводит стрелку на ручное управление с помощью курбеля, о чем предварительно делает запись в журнале осмотра, извещает электромеханика, дорожного мастера (бригадира пути) и начальника станции.

Световая схема станции выполняется на табло (пульте-табло) с помощью световых ячеек, устанавливаемых в прорези лицевой панели. В каждой световой ячейке размещены две лампы, перед одной из которых установлен красный светофильтр. При включении той или другой лампы ячейка может светиться белым или красным цветом. Таким образом обозначается свободность или занятость изолированных участков, приготовление и размыкание маршрутов, а также свободность или занятость двух блок-участков приближения и блок-участков удаления, свободность или занятость всего перегона, установленное направление действия автоблокировки.

Для контроля показаний светофоров, в том числе состояния нитей ламп их сигнальных огней, на табло (пультах-табло) устанавливаются повторители.

Контрольные лампы повторителей светофоров размещаются в отдельных патронах, снабженных светофильтрами трех цветов (красного, зеленого или белого) и располагаются вдоль оси пути с правой стороны по направлению движения. В зависимости от назначения светофора его повторитель может иметь одну, две или три контрольные лампы:

а) повторитель входного светофора имеет лампы трех цветов, одна из которых должна обязательно гореть: красная - светофор закрыт; зеленая - светофор открыт на разрешающее показание (зеленый, желтый, два желтых и т. д.); белая - на светофоре включен пригласительный сигнал (горит постоянно, не мигает);

б) повторитель выходного или маршрутного светофора имеет две контрольные лампы - зеленого и белого цветов. При открытии светофора на разрешающее показание в поездном маршруте на повторителе загорается зеленая лампа; при открытии светофора маневровым порядком - на повторителе загорается белая лампа. При включении пригласительного сигнала - мигает зеленая лампа. Когда на светофоре горит запрещающий огонь, обе лампы на повторителе погашены;

в) повторитель маневрового светофора имеет одну лампу белого цвета, которая загорается при открытии светофора и гаснет при его закрытии.

В случае перегорания нити лампы запрещающего огня входного светофора на его повторителе мигает контрольная лампа красного цвета. О перегорании лампы запрещающего огня на выходном, маршрутном или маневровом светофоре сигнализирует мигающая белая лампа повторителя.

У каждого входного светофора Ч, ЧД, Н, НД установлена группа контрольных ламп, с помощью которых контролируется увязка устройств ЭЦ станции с устройствами перегонов:

  • зеленого и желтого цвета - для контроля направления движения: зеленая - станция установлена на отправление, желтая - на прием;
  • красного и желтого цвета - для контроля занятости перегона: красная - перегон занят, желтая - свободен.

Контроль отмены и размыкания маршрутов осуществляется по соответствующим лампам.

Отмена маршрута контролируется на табло (пульте-табло) по группе контрольных ламп. При нажатии кнопки "ОТМЕНА МАРШРУТА" начинает мигать лампа "ОТМЕНА". После нажатия кнопки начала отменяемого маршрута загорается лампа, соответствующая типу отменяемого маршрута: "СВОБОДНЫЙ", "ПОЕЗДНОЙ", "МАНЕВРОВЫЙ". По окончании отмены маршрута (перекрытие светофоров и снятие замыкания с входящих в маршрут стрелок) контрольные лампы гаснут и вместе с этим гаснут световые ячейки, отображающие отменяемый маршрут.

Контроль процесса искусственного размыкания маршрута осуществляется по миганию полос секций и горению лампочки "РАЗМЫКАНИЕ".

Работа стрелочных электроприводов в момент перевода стрелок контролируется по показаниям амперметра.


Контрольные вопросы:

  1. Перечислите аппараты управления электрической централизации.
  2. Как осуществляется приготовление маршрутов с помощью приборов управления ЭЦ?
  3. Как располагаются приборы управления и контроля на пульте и табло (пульте-табло)?
  4. Какие кнопки на пульте управления пломбируются, либо оборудуются счетчиками нажатий?
  5. Как производится отмена приготовленного маршрута?
  6. Для чего предназначен ключ-жезл, устанавливаемый на пульте управления ЭЦ?
  7. Каким образом можно определить фактическое положение остряков стрелочных переводов?
  8. Как с помощью приборов управления выявляется потеря контроля стрелки?
  9. Как контролируются показания поездных и маневровых светофоров с помощью аппаратов управления ЭЦ?
  10. Как на аппаратах управления контролируется увязка устройств ЭЦ станции с устройствами перегонов?
  11. Каким образом контролируется процесс отмены маршрутов?
  12. Каково назначение амперметра, установленного на табло?