Системы регулирования движения - Урок 12

Использование систем электрической централизации

12.1 Приготовление маршрута
12.2 Отмена и искусственное размыкание маршрута
12.3 Передача стрелок на местное управление
12.4 Перевод стрелок на местности курбелем
Контрольные вопросы

Приготовление маршрута

Всей работой на станции по приёму, отправлению поездов и производству маневровых передвижений руководит ДСП согласно «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ».

Перед приготовлением поездного или маневрового маршрута ДСП должен проверить по контрольным лампочкам на табло:

  • что сигналы, враждебные установленному маршруту закрыты;
  • путь приёма или участок удаления свободны;
  • все стрелочные секции, входящие в маршрут свободны.

После этого ДСП приступает к приготовлению маршрута, для чего нажимает кнопку начала маршрута и кнопку его конца. Нажатие начальной кнопки сопровождается загоранием зелёным цветом ячейки выносного табло, прилегающей к повторителю светофора, по которому предполагается движение. Ячейка гаснет после открытия светофора. Кроме того, на выносном табло загорается зелёным светом в поездных маршрутах или белым светом в маневровых маршрутах групповая ячейка со стрелкой, указывающая род маршрута и направление движения. Она выключается после нажатия конечной кнопки при условии срабатывания схемы стрелочных управляющих реле маршрутного набора.

Кнопками с зелёными головками задаются поездные маршруты, с белыми - маневровые. Одновременно ДСП следит за показаниями амперметра. После перевода всех стрелок на выносном табло загорается белая светополоса и открывается повторитель соответствующего светофора. При этом маршрут автоматически замыкается.

Для отмены набора (незамкнутого маршрута) есть кнопка с чёрной головкой ОТМЕНА НАБОРА.

Стрелки, изолированные участки и враждебные маршруты замыкаются автоматически после установки маршрута, когда на табло загорится белым светом маршрутная полоса и откроется светофор. При этом, если предмаршрутный участок свободен от подвижного состава, происходит предварительное замыкание маршрута и его можно отменить. Когда же предмаршрутный участок приближения занят, происходит полное замыкание маршрута. В этом случае сигнал можно перекрыть, но маршрут останется замкнутым (стрелки в маршруте заперты и перевести их в другое положение невозможно). Таким образом, если перекрыть сигнал, когда поезд будет у светофора, это не вызовет опасных последствий даже при проезде запрещающего огня. Однако приводить в запрещающее положение сигнал перед движущимся поездом ДСП может только в исключительных случаях, когда дальнейшее движение угрожает его безопасности.

В поездных маршрутах при вступлении поезда на первую за светофором секцию, светофор автоматически закрывается. По мере освобождения поездом секций происходит автоматическая разделка маршрута.

При вступлении поезда с одной секции на другую и на путь приёма, т.е. в порядке их занятия подвижным составом на табло загораются в ячейках красные лампочки, а белые гаснут. После освобождения секций лампочки в ячейках гаснут.

При наличии на станции переезда ДСП перед открытием светофора нажимает кнопку с чёрной головкой ИЗВЕЩЕНИЕ для извещения и закрытия переезда.


Отмена и искусственное размыкание маршрута

Маршрут, который не может быть использован, подлежит отмене. Устройства релейной централизации предусматривают три градации выдержки времени отмены маршрутов:

  • отмена маршрута (поездного или маневрового) при свободном предмаршрутном участке - выдержка времени 5 с;
  • отмена маневрового маршрута при занятом предмаршрутном участке или с неизолированного участка пути - выдержка времени 1,5 мин;
  • отмена поездного маршрута при занятом предмаршрутном участке - выдержка 3 мин.

Одновременно могут быть отменены три маршрута с разной выдержкой времени. Маршруты с одинаковой выдержкой времени одновременно отменять нельзя.

Одновременно с отменой маршрута происходит его автоматическое размыкание.

Для отмены окончательно замкнутого маршрута служит кнопка с чёрной головкой ОТМЕНА МАРШРУТА. При ее нажатии происходит перекрытие светофора и размыкание стрелок. Процесс отмены начинается с нажатия этой кнопки, что фиксируется на выносном табло миганием групповой ячейки красным светом ОТМЕНА. После этого нажимается кнопка начала маршрута. Ячейка ОТМЕНА загорается ровным светом. Начальная кнопка удерживается до перекрытия сигнала, а затем отпускается. Её отпуск сопровождается погасанием ячейки ОТМЕНА. Включается комплект выдержки времени (5 с, 1 мин, 3 мин.). По истечении времени белая полоса маршрута гаснет.

В тех случаях, когда после использования маршрута (поездного или маневрового) на табло осталась ложная занятость изолированного участка или потерян контроль стрелки, часть маршрута, начиная от места неисправности и до конца его, окажется замкнутой (останется гореть на табло или белая или красная полоса), что вызывает необходимость искусственного размыкания маршрута. Для этого дежурный по станции должен предварительно на щите вспомогательных кнопок нажать и отпустить кнопки искусственного размыкания всех участков (секций) маршрута, оставшихся замкнутыми. Горящая ровным белым светом полоса на табло с момента нажатия кнопки начинает мигать. Одновременно с этим на пульте загорится красным мигающим светом лампочка ИСКУССТВЕННАЯ РАЗДЕЛКА. Убедившись по мигающим белым полосам табло, что кнопки всех участков, требующих искусственной разделки, нажаты, дежурный по станции нажимает кнопку ИСКУССТВЕННОЕ РАЗМЫКАНИЕ и отпускает ее. При этом загорается красная лампочка.

Поездные маршруты во всех случаях искусственно размыкают по частям (изолированным участкам) с выдержкой времени не менее 3 мин. После размыкания участки маршрута на табло и красная лампочка ИСКУССТВЕННАЯ РАЗДЕЛКА гаснут. Если какой-либо изолированный участок неисправен (на табло горит красная полоса), после нажатия его кнопки начинают мигать белые лампочки, которые после размыкания гаснут. Красная же полоса продолжает гореть.

Маневровый маршрут искусственно размыкают, как правило, с выдержкой 1,5 мин, причем достаточно нажать на щите кнопку только первого от светофора участка. Однако если один из изолированных участков окажется неисправным (на табло горит красная полоса), маршрут можно разомкнуть только по частям так же, как поездной.

Перед началом искусственной разделки маршрута там, где кнопки пломбируются, ДСП обязан сделать запись в Журнале осмотра (ДУ-46) о причине снятия пломб с вспомогательных кнопок искусственной разделки. При пользовании кнопками искусственной разделки ДСП должен быть особо внимательным, так как ошибочное нажатие кнопки участка, входящего в другой маршрут, вызовет перекрытие светофора.

Если возникает необходимость изменить или отменить маршрут перед сигналом, у которого находится подвижная единица или поезд, дежурный по станции, закрыв соответствующий сигнал, должен сообщить об этом машинисту и, только убедившись, что закрытое положение сигнала машинистом воспринято, может изменить маршрут после его отмены.


Передача стрелок на местное управление

На станциях с большим объемом маневровой работы аппараты электрической централизации могут предоставлять возможность передачи стрелок, расположенных в маневровых районах, на местное управление с пультов местного управления и маневровых колонок. Двойное управление стрелками (с поста централизации и с маневровых колонок, постов и вышек) предусматривается в районах, где кроме маршрутизированных передвижений производится маневровая работа толчками или при маневровых рейсах невозможно или нецелесообразно проследование всего маневрового маршрута. Также на местное управление могут передаваться стрелки на станциях, расположенных на участках с диспетчерской централизацией. На местное управление диспетчер может передать сразу одну или обе горловины станции, а также отдельные маневровые районы.

Передать стрелки на местное управление дежурный по станции может только при:
  • отсутствии враждебных маршрутов, включая и маршруты приема с противоположной стороны станции;
  • среднем положении стрелочных рукояток на пульте ДСП при маршрутной централизации, а колонок местного управления - плюсовом;
  • свободности стрелочных участков, входящих в маневровый район, и наличии контроля на стрелках, передаваемых на местное управление, и охранных;
  • установке стрелок, передаваемых на местное управление, в плюсовое положение, а охранных и расположенных по вытяжному пути - в положение, предусмотренное таблицей зависимости.

Перевод стрелок при местном управлении должен осуществляться с контролем свободности изолированного участка.

Не имея никаких препятствий для передачи стрелок на местное управление, дежурный по станции нажимает кнопку повторителя маневровой колонки на аппарате. В результате в колонке над коммутатором восприятия загорается белая лампочка разрешения маневров, а на пульте в кнопке, которую нажимал дежурный по станции,- красная лампочка.

Получив разрешение на производство маневров, составитель или другой работник поворачивает рукоятку восприятия. На маневровой колонке загораются контрольные лампочки положения стрелок и появляется возможность их перевода. Маневровые сигналы меняют запрещающее показание на разрешающее с тех путей, с которых стрелки установлены на вытяжной путь. Сигналы, расположенные на вытяжном пути, во время управления с колонки горят лунно-белыми огнями.

Стрелки с колонки местного управления переводят поворотом стрелочной рукоятки в требуемое крайнее положение. Перевод считается законченным, когда над рукояткой загорится контрольная лампочка: при плюсовом положении стрелки - зеленая, при минусовом - желтая.

После окончания маневров для передачи стрелок с местного управления на центральное руководитель маневров должен остановить вагоны в пределах станционных путей, освободив стрелочные участки маневрового района, поставить стрелки в плюсовое положение, повернуть рукоятку восприятия маневров в нормальное вертикальное положение и доложить дежурному по станции по телефону о прекращении передвижений. После поворота рукоятки на колонке местного управления гаснут лампочки контроля положения стрелок, маневровые сигналы на путях принимают запрещающее положение. Дежурный по станции вытягивает кнопку разрешения маневров, и управление стрелками передается на центральный аппарат. Перекрыть сигналы на запрещающее показание дежурный по станции может и с пульта, если требуется немедленно прекратить маневры.


Перевод стрелок на местности курбелем

При невозможности перевода централизованной стрелки с пульта управления ее переводят в требуемое положение курбелем, но только после внешнего осмотра стрелки на предмет отсутствия препятствий ее переводу.

Препятствия, мешающие переводу централизованной стрелки, бывают механические и электрические. К механическим препятствиям относятся: налипание снега, попадание льда, грязи или постороннего предмета между остряком и рамным рельсом, наличие льда на концах упорных болтов и шейке остряка, отсутствие зазора в корне остряков, чрезмерная затяжка болтов корневого крепления, неприлегание подошвы остряка к опорным стрелочным башмакам, неудовлетворительное содержание стрелки, подвижного (поворотного) сердечника крестовины (не очищена от грязи, не смазаны опорные стрелочные башмаки и т.д.). К электрическим препятствиям относятся неисправности мотора электропривода, электрической схемы стрелки, других элементов устройств СЦБ.

Перевод централизованной стрелки на ручное управление с помощью курбеля дежурный по станции может осуществить только с ведома поездного диспетчера, а на участках с диспетчерской централизацией - только после получения регистрируемого приказа поездного диспетчера.

Перевод стрелок, подвижных (поворотных) сердечников крестовины курбелем осуществляется сигналистом, оператором поста централизации, дежурным по станции, свободным от дежурства дежурным по станции, заместителем начальника станции, начальником станции или другим работником перевозок, назначенным для выполнения этой работы. На станциях участков с диспетчерской централизацией для перевода стрелок курбелем могут привлекаться локомотивные бригады и другие работники в порядке, устанавливаемом начальником дороги.

При переводе на ручное управление одной из спаренных стрелок или стрелки с подвижным сердечником крестовины вторая стрелка или подвижный сердечник тоже должны переводиться на ручное управление.

После каждого перевода стрелки с помощью курбеля дежурный по станции должен установить рукоятку этой стрелки на пульте управления в положение, соответствующее положению стрелки, а при кнопочном управлении - нажать соответствующую кнопку.

Перед посылкой работника на стрелочную горловину ему должны быть выданы кроме курбеля навесные замки по количеству стрелок, которые должны переводиться, с учетом наличия подвижных (поворотных) сердечников крестовины.

Работник, привлекаемый для перевода стрелки, прибыв на стрелку, отпирает курбелем и опускает вниз курбельную заслонку, в результате чего происходит отключение электропривода от пульта управления, что в дальнейшем исключает возможность перевода стрелки с пульта управления. Возвратить курбельную заслонку в нормальное верхнее положение может только электромеханик. Вставив курбель в отверстие на ось мотора, работник его вращением перемещает остряки стрелки в нужное положение в соответствии с заданным маршрутом. Вращение рукоятки курбеля должно производиться до полного перевода стрелки, плотного прижатия остряка к рамному рельсу, а подвижного (поворотного) сердечника - до плотного прилегания к усовику крестовины. После щелчка автопереключателя в конце перевода необходимо сделать еще один оборот курбеля. Работник, производящий перевод, внешним осмотром убеждается в переводе стрелки (сердечника) в требуемое положение и в плотном ее прилегании. Об установке стрелки (сердечника) в требуемое положение работник, выполнявший такую операцию, обязан доложить дежурному по станции по телефону, парковой связи или лично по определенному регламенту.

Если на пульте управления сохраняется контроль положения стрелки, то движение поездов по маршрутам, в которые входит такая стрелка, производится по сигналам. В правильности установки в маршруте стрелок, переводимых курбелем, дежурный по станции убеждается по докладам работников, осуществляющих перевод этих стрелок, и по контрольным приборам на пульте управления.

Если электрический контроль положения стрелок, переводимых курбелем, нарушен, то на рукоятки (кнопки) таких стрелок надевается красный колпачок (колпачки), стрелки (подвижные сердечники крестовины) замыкаются в маршруте типовой скобой, либо закладками с навесными замками, ключи от которых на время движения поездов должны храниться у дежурного по станции. О положении и запирании таких стрелок в маршруте дежурный по станции должен убеждаться лично или по докладам работников перевозок, выполнявших эту работу. Движение по маршрутам, в которые входят такие стрелки, должно производиться при запрещающих показаниях светофоров и опущенных вниз курбельных заслонках в электроприводах стрелок и подвижных (поворотных) сердечников крестовины, переводимых курбелем.

В маневровых маршрутах стрелки и подвижные сердечники крестовины, если они переводились курбелем, должны запираться закладкой и специальным устройством (типовой скобой). На рукоятки (кнопки) таких стрелок должны быть надеты красные колпачки.

После устранения неисправности на стрелке курбель и навесные замки возвращаются на постоянное место хранения и курбель опломбируется. Производится соответствующая запись в Журнале осмотра.


Контрольные вопросы:

  1. Какие действия должен выполнить ДСП перед приготовлением маршрута?
  2. Как отображается на табло приготовление поездного (маневрового) маршрута?
  3. Как производится отмена незамкнутого маршрута?
  4. В чем разница между предварительным и полным замыканием маршрута?
  5. Как на табло отображаются использование и автоматическая разделка маршрута?
  6. Какие режимы отмены маршрутов предусматриваются в системах электрической централизации?
  7. Как производится отмена замкнутого маршрута и как этот процесс отображается на табло?
  8. Что называется искусственной разделкой маршрута и в каких случаях она применяется?
  9. В каких случаях предусматривается передача стрелок на местное управление?
  10. При выполнении каких условий ДСП может передать стрелки на местное управление?
  11. Как осуществляется перевод стрелок, переданных на местное управление?
  12. Каким образом переводятся централизованные стрелки при невозможности их перевода с пульта управления?
  13. Что может явиться причиной невозможности дистанционного перевода централизованной стрелки?
  14. Кем и как осуществляется перевод централизованной стрелки на местности?
  15. Каковы действия ДСП, если электрический контроль стрелки, переведенной вручную, отсутствует?