Системы регулирования движения - Урок 14

Системы горочной механизации и централизации

14.1 Устройство и принцип работы сортировочной горки
14.2 Горочные вагонные замедлители
14.3 Горочная автоматическая централизация
Контрольные вопросы

Устройство и принцип работы сортировочной горки

Сортировочная станция предназначена для расформирования прибывающих поездов и формирования новых и представляет собой систему парков: ПП - парк прибытия, СП - сортировочный парк, ПО - парк отправления.

Поезда, прибывающие с различных направлений, принимаются в парке ПП. Каждый состав после технологической обработки и прицепки локомотива к «хвосту» состава надвигается на сортировочную горку, которая находится в начале парка СП, и расформировывается.

Схема сортировочной горки

Из парка прибытия на вершину горки, называемую горбом ведут пути надвига. Перед горбом горки по каждому пути надвига устанавливают общий горочный светофор Г, а по каждому пути надвига - горочные светофоры Г1, Г2 и т.д. и через каждые 150 м их повторители. На путях парка прибытия также устанавливают повторительные светофоры, а сами пути оборудуют устройствами горочной AЛC. Разрешение на расформирование состава подают светофоры парка прибытия, которые повторяют показание горочного светофора Г.

За горбом горки размещается распределительная зона. В начале этой зоны устроен наиболее крутой уклон (скоростной), служащий для разгона вагона. Затем уклон становится более пологим. В конце распределительной зоны уложены пути стрелочной горловины, которые переходят в сортировочный парк.

Маневровые передвижения в парке СП регулируются маневровыми светофорами М, которые устанавливают с каждого пучка путей подгорочного парка. Обратные маневровые передвижения в сторону парка СП разрешаются горочным светофором, сигнализирующим лунно-белым огнем.

Управление процессом роспуска вагонов ведется с горочного поста ГП, расположенного в распределительной зоне парка СП, оператором сортировочной горки.

В парке ПП состав предварительно расцепляется на группы вагонов, или отцепы. Затем состав локомотивом надвигается на горку. Пройдя горб горки, отцепы под действием собственного веса скатываются по путям распределительной зоны и направляются на предназначенные для них пути парка СП, где из них формируются поезда.

Скорость скатывания различных отцепов неодинаковая (у груженых вагонов она больше, у порожних меньше). Поэтому некоторые отцепы следует притормаживать, чтобы не было нагонов хорошими бегунами плохих и после спуска с горки отцеп остановился в необходимом месте на подгорочном пути. В случае скатывания хорошего бегуна за плохим хороший может нагнать плохой раньше, чем тот пройдет стрелку, разделяющую маршруты их следования, и оба отцепа пойдут по одному маршруту. Нормальный роспуск нарушится, и после окончания оператору горки придется маневровым порядком переставлять такой отцеп («чужак») на «свой» путь.

С другой стороны, для повышения перерабатывающей способности горки роспуск вагонов необходимо вести с возможно меньшими интервалами между скатывающимися отцепами. Из-за сложности этого процесса оператор не в состоянии правильно регулировать интервалы, поэтому требуется механизировать и автоматизировать работу горки. При механизации в горочную централизацию включают стрелки распределительной зоны и устанавливают вагонные замедлители, с помощью которых оператор тормозит хороших бегунов, не допуская нагона ими плохих, а при входе на подгорочные пути исключает «бой» вагонов.

Как правило, вагонные замедлители устанавливают в конце "скоростной" зоны спускной части горки (I тормозная позиция), в распределительной зоне (II тормозная позиция) и на путях подгорочного парка СП (III тормозная позиция).

Автоматизацию процесса расформирования составов на горке осуществляют следующие системы:

  • горочная автоматическая централизация (ГАЦ), которая обеспечивает автоматический перевод стрелок по маршруту следования отцепов;
  • автоматическое регулирование скорости скатывания отцепов (АРС), которое автоматизирует процесс торможения и обеспечивает необходимые интервалы между скатывающимися отцепами;
  • горочное оперативное запоминающее устройство (ГОЗУ), которое позволяет накапливать и запоминать программу следования каждого отцепа для нескольких составов;
  • автоматическое задание скорости роспуска (АЗСР), которое позволяет вести роспуск состава с переменной скоростью, что повышает перерабатывающую способность горки;
  • телеуправление горочным локомотивом (ТТЛ), обеспечивающее регулирование скорости надвига состава на горку без участия машиниста.
Руководит процессом расформирования и формирования поездов маневровый диспетчер (ДСЦ).

Горочные вагонные замедлители

Для интервального и прицельного торможения на сортировочных горках устанавливают вагонные замедлители, которые зажимают колеса вагона для их торможения. Замедлители подразделяются на весовые и нажимные.

Рычажно-весовой замедлитель

Весовые замедлители характеризуются применением пневматического привода для подъема тормозной системы в рабочее положение, после чего тормозное усилие (прижатие тормозных устройств к колесам) создается весом самого вагона.

Нажимные замедлители передают тормозное усилие, создаваемое пневматическим приводом, непосредственно на колеса вагонов.

Применяются следующие механические вагонные замедлители:

Рычажно-нажимной замедлитель

Все типы замедлителей являются механическими и действуют по принципу нажатия тормозных шин, уложенных вдоль рельсов, на бандажи колес вагонов. В качестве привода, приводящего в действие замедлитель, используют пневматические тормозные цилиндры. При впуске воздуха в тормозной цилиндр тормозные шины передвигаются и нажимают на бандажи колес. Регулируя силу нажатия изменением давления сжатого воздуха в цилиндре, обеспечивают разные ступени торможения для снижения скорости движения отцепа. Выпуская сжатый воздух из тормозного цилиндра в атмосферу, растормаживают замедлитель.

Вагонный замедлитель может занимать одно из трех положений: отторможенное, подготовленное к торможению и рабочее.

При входе вагона на замедлитель с пульта управления включается требуемая ступень торможения в зависимости от веса вагона, скорости его движения и расстояния до подвижного состава на пути, на который следует отцеп.

Управление вагонными замедлителями может осуществляться автоматически или вручную с горочного поста переключателем на шесть положений: четыре тормозных, нулевое и отторможенное (при автоматическом управлении этот переключатель находится в нулевом положении). Разработано и внедряется новое устройство управления, которое использует микропроцессорную технику.


Горочная автоматическая централизация

Горочная автоматическая централизация (ГАЦ) позволяет автоматизировать процесс управления стрелками при роспуске составов с горки, т.е. предназначена для автоматического перевода стрелок по маршрутам следования отцепов. Система ГАЦ может работать в двух режимах: программном и маршрутном.

При программном режиме оператор в соответствии с расположением отцепов в сортировочном листке последовательным нажатием кнопок пучков и путей предварительно набирает и накапливает маршруты для этих отцепов. В процессе роспуска состава предварительно набранные маршруты устанавливаются автоматически перед каждым скатывающимся отцепом с горки в последовательности их набора без участия оператора. Программный режим может реализовываться и с помощью горочного оперативного запоминающего устройства (ГОЗУ). Информация в ГОЗУ передается из технической конторы, а программа роспуска состава считывает эту информацию и осуществляет роспуск вагонов в автоматическом режиме.

При маршрутном режиме нажатием кнопки пучка и пути устанавливается маршрут следования для очередного отцепа перед его подходом к головной стрелке.

В случае выключения ГАЦ переходят на ручной режим управления стрелками при помощи стрелочных рукояток, расположенных на аппарате управления.

Связь движущихся отцепов с блоками ГАЦ и исключение перевода стрелок под отцепами осуществляются с помощью электрических рельсовых цепей. Поэтому вся горловина сортировочного парка разбивается на изолированные секции.

Горочные рельсовые цепи по условиям работы ГАЦ являются короткими и не превышают длины рельсового звена 12,5 м.

Кроме того, горочные рельсовые цепи работают в очень неблагоприятных условиях (низкое сопротивление балласта и высокое переходное сопротивление поездного шунта). Для увеличения скорости и надежности срабатывания путевого реле применяют нормально разомкнутые рельсовые цепи, при свободности которых путевые реле находятся без тока, а при их занятии возбуждаются. Для повышения надежности шунтирования путевого реле рельсовые цепи головных стрелок дополняются магнитными педалями.

Особенностью горочной централизации являются также ускоренный перевод стрелок для уменьшения интервалов между попутно скатывающимися отцепами, отсутствие замыкания стрелок в маршруте и увязки их с показаниями горочного светофора. Перевод стрелок осуществляется при помощи быстродействующих горочных стрелочных электроприводов типа СПГ, СПГБ, время перевода стрелки у которых составляет 0,65 - 0,85 с.

Горочная сигнализация

Для регулирования процесса роспуска вагонов используются горочные светофоры, которыми подаются следующие сигналы: "медленно" - желтый огонь; "нормально" - желтый огонь с зеленым; "быстро" - зеленый огонь; "стоп" - красный огонь; "осадить назад" - красный огонь и буква "Н" на световом указателе.

Горочные светофоры и их повторители могут дополняются указателями скорости роспуска. При разрешающем показании светофора в указателе горят цифры, показывающие скорость надвига состава на горку. Машинист, руководствуясь показанием указателей, регулирует скорость надвига. При введении устройств телеуправления горочным локомотивом (ТГЛ) скорость надвига регулируется автоматически без участия машиниста.

Рядом с горочным светофором может быть установлен указатель числа вагонов в отцепах, распускаемых в данный момент с горки. Руководствуясь показаниями указателя, расцепщики вагонов формируют отцепы.

Устройства горочной автоматической централизации увязываются с устройствами ЭЦ парка прибытия. Установку маршрутов надвига выполняет дежурный поста ЭЦ парка прибытия после получения согласия дежурного горочного поста.

Управление процессом роспуска составов с горки осуществляется с помощью горочного пульта. Горочный пульт

В одной части пульта помещается схематический план путевого развития зоны горки, выполненный в виде светящихся желобков с контролем положения стрелок и сигналов. Управление светофорами осуществляется соответствующими кнопками. Для контроля за показаниями горочных и маневровых светофоров устанавливаются их повторители. В местах разветвления путей располагаются стрелочные рукоятки с контрольными лампочками положения стрелки. Нормально все стрелочные рукоятки установлены в среднее положение, при котором стрелки включены в ГАЦ. Индивидуальный перевод стрелки независимо от ГАЦ производят поворотом стрелочной рукоятки в одно из крайних положений, указывающих, в направлении какого пути должна быть установлена стрелка.

Под схематическим планом установлены кнопки задания маршрутов (по числу путей в пучке). Первым нажатием одной из кнопок набирают номер пучка, вторым - номер пути.

На пульте также имеются кнопки выбора режимов работы ГАЦ: маршрутный и программный. Здесь же расположены рукоятки управления замедлителями первой тормозной позиции.

На другой панели пульта пучковой части горки размещается схематический план путевого развития пучка, выполненный также в виде светящихся желобков с контролем положения стрелок. На нем отображены вторая и третья тормозные позиции II ТП и III ТП. На этой секции пульта устанавливаются:

  • стрелочные рукоятки для раздельного управления стрелками пучка с контролем их положения;
  • переключатели для управления замедлителями II ТП и III ТП на шесть положений;
  • переключатель "Указание скорости" для переключения по каждому подгорочному пути указателя скорости;
  • указатель "Контроль заполнения путей (КЗП)", по шкале которого определяют свободную часть пути в метрах или свободное число путевых секций;
  • кнопки с лампочками, расположенные у каждого подгорочного пути, нажатием которых устанавливают скорость выхода отцепа из III ТП;
  • лампочка "Контроль скоростемера" и указатель скорости;
  • лампочки "Маршрут на путь" для контроля маршрутов следования отцепов по отдельным пучкам.

Скорость скатывания отцепов оператор регулирует с помощью переключателя. При включении автоматического регулирования скорости (АРС) функции оператора сводятся в основном к контролю за правильной работой устройств АРС и своевременному вмешательству в случае появления тех или иных отклонений в работе этих устройств. При этом любые воздействия оператора на органы управления замедлителем или стрелкой (ручное торможение или перевод стрелки) автоматически отменяют управляющие действия системы АРС, что позволяет при необходимости оперативно корректировать работу этой системы.


Контрольные вопросы:

  1. Какие устройства используются для осуществления роспуска вагонов с сортировочной горки?
  2. Какие системы применяются на сортировочной горке для автоматизации роспуска вагонов?
  3. Для чего служат горочные вагонные замедлители и на какие виды они подразделяются?
  4. Назовите места установки горочных вагонных замедлителей. Как эти места обозначаются?
  5. По какому принципу работает горочный вагонный замедлитель?
  6. Как осуществляется управление горочными вагонными замедлителями?
  7. Каково назначение горочной автоматической централизации и в каких режимах она работает?
  8. Как осуществляется работа ГАЦ в программном режиме?
  9. Как производится контроль движущихся отцепов устройствами ГАЦ?
  10. Какой вид электрических рельсовых цепей применяют в ГАЦ и почему?
  11. В чем особенность стрелочных электроприводов, используемых в ГАЦ?
  12. Как осуществляется регулирование скорости роспуска вагонов с горки?
  13. Для чего служит указатель числа вагонов?
  14. Какие элементы содержит пульт зоны горки?
  15. Как производится задание маршрута следования отцепа?
  16. Какие элементы размещаются на пульте пучковой части горки?
  17. Как осуществляется контроль заполнения путей подгорочного парка?