Сервисная деятельность - Тема 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ

Особенности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом
Основы организации пассажирских перевозок
Парк пассажирских вагонов и составы поездов

Особенности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом

Пассажирский транспорт имеет большое социально-экономическое значение, так как играет важную роль в жизнеобеспечении общества. Пассажирские перевозки выполняют многие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной. Оптимальный радиус действия каждого их них зависит от многих факторов.

Пассажиры, исходя из своих соображений, по-разному оценивают достоинства и недостатки того или иного вида транспорта. В первую очередь это касается его безопасности, надежности, регулярности функционирования, стоимости проезда, условий передвижения (удобства, комфорт), скорости и затрат времени на доставку к месту назначения. Конкуренция на рынке транспортных услуг вынуждает постоянно совершенствовать транспортные средства.

Железные дороги для многих стран мира стали основным видом транспорта, для которого характерны следующие преимущества:

  • безопасность и надежность движения, независимость от времени суток и погодных условий;
  • компактность и высокая провозная способность (двухпутные железнодорожные линии способны перевозить по 300...500 тыс. пассажиров за сутки, занимая при этом незначительную территорию;
  • высокая рентабельность и экономичность (себестоимость железнодорожных перевозок самая низкая при наименьших затратах условного топлива);
  • самая быстрая доставка пассажиров на расстояние до 700 км (с учетом отсутствия потерь времени на дорогу к аэропорту и предвзлетные операции при реальных скоростях движения поездов до 200 км/ч и более);
  • быстрые, с затратой только одной ночи, поездки на расстояние до 2000 км и более с обеспечением полноценного отдыха в пути следования и комфорта;
  • минимальный вред для экологии - окружающая среда не загрязняется, т.е. мусор, выбросы туалетов собираются в специальные емкости для последующей переработки;
  • способность использовать различные виды энергии (электрическую, тепловую);
  • широкий диапазон комфорта и сервиса (салоны для совещаний, видеобары, доступная телефонная связь, возможность перевозки в поезде личного автомобиля, крупного багажа и т.п.).

Отмеченные преимущества железных дорог, а также массовость и стабильность осуществляемых ими перевозок делают их базой для координации и взаимодействия всех видов транспорта, для оптимизации всех составляющих перевозочного процесса. С этой целью разрабатывают согласованные расписания движения поездов, автобусов, самолетов, соответствующий режим работы городского транспорта и т.д. На вокзалах железных дорог размещают круглосуточно работающие магазины, узлы связи, банки и т.п., что позволяет обеспечить минимальные потери времени пассажиров и создает им наибольшие удобства при поездках и пересадках.

Основной задачей, стоящей сегодня перед железнодорожным транспортом в области пассажирских перевозок, является эффективное использование перевозочных средств при безусловном обеспечении безопасности движения поездов и личной безопасности пассажиров и работников транспорта.

Реализация данной задачи осуществляется по следующим направлениям:

  • увеличение скорости движения поездов, в том числе за счет сокращения их технических стоянок (смена локомотивов, скрещение поездов, отцепка/прицепка вагонов и т.д.);
  • расширение числа беспересадочных сообщений, согласование движения поездов и других видов транспорта в пунктах прицепки вагонов и пересадки пассажиров и, как результат, сокращение времени проезда;
  • улучшение обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах (минимальная затрата времени на приобретение проездных документов, получение справок, возможность приобретения постельного белья, пищи и пр.);
  • наилучшее использование подвижного состава (пассажирских локомотивов и вагонов), станционных и вокзальных устройств, что достигается составлением рациональных графиков оборота составов в пунктах приписки и оборота, сокращением стоянок поездов в пути, разработкой эффективного технологического процесса работы станции и вокзала;
  • организация пассажирских перевозок на специализированных высокоскоростных магистралях;
  • снижение себестоимости перевозок и повышение производительности труда работников, связанных с перевозками пассажиров;
  • постоянное совершенствование технических средств и технологий работы всех звеньев процесса пассажирских перевозок.

Основы организации пассажирских перевозок

Различают следующие виды сообщений при перевозке пассажиров:

  • прямое - в пределах двух и более дорог;
  • местное - между станциями одной железной дороги;
  • пригородное - в пределах пригородных участков, примыкающих к крупным населенным пунктам.

В зависимости от дальности следования пассажирские поезда делятся на три категории:

  • дальние, следующие на расстояние свыше 700 км;
  • местные - расстояние обращения от 150 до 700 км;
  • пригородные - до 150 км (с разрешения начальника дороги - до 200 км).

В зависимости от скорости движения и уровня комфорта в поездке дальние и местные поезда подразделяют на пассажирские и скорые, включая ускоренные (максимальная скорость до 160 км/ч), скоростные (максимальная скорость до 200 км/ч) и высокоскоростные (скорость свыше 200 км/ч).

Скорые поезда имеют наиболее высокую маршрутную скорость благодаря меньшему числу остановок в пути следования и меньшей их продолжительности. Их формируют из наиболее комфортабельных вагонов (1 и 2 классов), обеспечивающих наибольшие удобства для пассажиров. Скорые поезда назначают на основных магистралях между крупными городами.

Пассажирские поезда обслуживают пассажиропотоки, не охваченные скорыми поездами, и имеют меньшую маршрутную скорость из-за большего числа остановок и несколько меньшей технической скорости. На тех участках, где нет пригородного движения, пассажирские поезда останавливаются не только на крупных технических, но и на промежуточных станциях.

Незначительные, но устойчивые потоки пассажиров обслуживаются отдельными вагонами или группами вагонов прямого беспересадочного сообщения. От станции отправления до пункта назначения они следуют с разными поездами, расписания которых согласованы на узловых пунктах перецепки вагонов.

На направлениях, где значительны перевозки багажа и почты, назначают почтово-багажные поезда. На линиях с небольшим объемом перевозок курсируют грузопассажирские поезда, сформированные из вагонов для пассажиров и грузов. Если в состав грузового поезда включают 10 и более вагонов с людьми, такой поезд называется людским.

По регулярности курсирования поезда делятся на круглогодичного, сезонного и разового назначения. Круглогодичные поезда курсируют по строгому расписанию и постоянному маршруту в течение всего года. Сезонные поезда включают в расписание в периоды увеличения пассажиропотока (весенне-летний период и период новогодних праздников. Поезда разового назначения используются для организации чартерных и туристских перевозок, а также для вывоза людей из зоны возникновения чрезвычайных ситуаций.

Также поезда делятся на ежедневные, следующие через день (по четным или нечетным числам), по дням недели или по числам месяца.

Категории и периодичность курсирования поездов отражаются в их нумерации:
1…150 - скорые круглогодичные в дальнем и местном сообщении;
151…298 - скорые сезонного и разового назначения в дальнем и местном сообщении;
301…450 - пассажирские круглогодичные в дальнем сообщении;
451…498 - пассажирские сезонного назначения в дальнем сообщении;
501…598 - пассажирские разового назначения в дальнем сообщении;
601…698 - пассажирские в местном сообщении;
701…750 - скоростные;
751…788 - высокоскоростные;
801…898 - ускоренные, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом, в том числе с предоставлением дополнительных услуг;
901…920 - специального (служебного) назначения;
921…940 - туристические (коммерческие);
941…998 - почтово-багажные, грузо-пассажирские и людские.

Нечетные номера имеют поезда, следующие на юг или на запад, четные - следующие на север или на восток.

В число поездов дальнего и местного сообщений входят фирменные поезда, которые имеют не только номер, но и название, отличаются высокой комфортабельностью и культурой обслуживания, более удобным временем отправления и прибытия ("Красная стрела", "Юность", "Россия", "Белогорье" и др.).

Рост деловых и культурных связей с зарубежными странами обусловил развитие беспересадочных международных сообщений. Их обслуживают поезда и вагоны международного сообщения, в том числе вагоны габарита РИЦ (03-ВМ), которые могут эксплуатироваться на линиях с колеей железнодорожного пути 1435 мм. Прямое беспересадочное сообщение осуществляется со многими странами Европы и Азии.


Парк пассажирских вагонов и составы поездов

Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов для перевозки пассажиров, вагонов-ресторанов, почтовых, багажных и специального назначения.

По назначению различают пассажирские вагоны:

  • дальнего следования - для перевозки пассажиров на большие расстояния. Эти вагоны бывают купейными или плацкартными и оборудованы спальными местами;
  • местного сообщения (межобластные) - для перевозки пассажиров на более короткие расстояния, преимущественно в дневное время. В этих вагонах имеются удобные кресла для сидения;
  • пригородные - для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время (1-2 ч); они оборудованы диванами (жесткими или мягко-жесткими) для сидения;
  • вагоны-рестораны - служат для организации питания пассажиров в поездах дальнего следования. В вагоне имеются зал, кухня, кладовые с холодильными установками для хранения продуктов и другие отделения;
  • почтовые - для перевозки почтовых грузов. Вагон имеет кладовые, зал для почтовых операций и помещения для обслуживающего персонала;
  • багажные - для перевозки багажа в составе пассажирских поездов. В вагонах имеются кладовые с погрузочно-разгрузочными механизмами и помещениями для обслуживающего персонала;
  • почтово-багажные - используемые в качестве почтовых и багажных вагонов на участках железных дорог с небольшими пассажирскими перевозками.

Пассажирскими вагонами специального назначения являются вагоны-лаборатории, санитарные, вагоны-салоны, служебно-технические, вагоны для перевозки спецконтингента и др.

По категории обслуживания пассажиров различают:

  • вагоны класса люкс - имеют по 6, 5 или 4 двухместных купе закрытого типа со спальными местами, креслом и откидным столиком, индивидуальными санузлами с душевыми кабинами, индивидуальной системой кондиционирования, телевизором. В вагонах, имеющих 4 купе, оборудуется салон-бар;
  • вагоны СВ (спальные вагоны, вагоны повышенной комфортности) - имеют по 8 или 9 двухместных купе закрытого типа, 2 санузла (туалеты с умывальниками). В каждом купе расположены два нижних, либо одно нижнее и одно верхнее спальные места, откидной столик, зеркала на двери и стенах, вешалки для одежды, места для ручной клади;
  • купейные вагоны имеют по 9 четырехместных купе закрытого типа со спальными местами (36 мест) и 2 санузла. В каждом купе находятся два нижних и два верхних спальных места, откидной столик, зеркало на двери, вешалки для одежды, места для размещения ручной клади. В некоторых поездах курсируют купейные вагоны со специализированными двухместными купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями и сопровождающих их лиц;
  • вагоны МИКСТ - это вагоны, которые имеют признаки вагонов двух типов: люкс и СВ, либо СВ и купе;
  • плацкартные вагоны имеют по 9 четырехместных купе открытого типа (36 мест), 18 боковых мест и 2 санузла с умывальниками. Вагон рассчитан на 54 спальных места. В каждом купе, а также на боковых местах имеется откидной столик, места для размещения ручной клади, крючки для одежды. В случае необходимости плацкартный вагон можно использовать как общий вагон, имеющий 81 место для сидения;
  • вагоны с местами для сидения (межобластные) оборудованы комфортабельными креслами для сидения и двумя санузлами. Вагоны подразделяются на вагоны со стандартной (50-70 мест) и улучшенной (до 50 мест) компоновкой.
  • вагоны международного сообщения - это вагоны класса люкс, СВ и купейные габарита РИЦ. Они курсируют в международном сообщении со странами, имеющими железные дороги колеи 1435 мм (страны Европы и Азии, за исключением стран СНГ и Балтии, Китая, Монголии и Северной Кореи).

Каждый пассажирский поезд формируют из конкретного числа вагонов определенного типа. Число вагонов в составах пассажирских поездов разных категорий различно, как правило, оно колеблется от 15 до 22 и зависит от пассажиропотока, категории поезда и длины пассажирских платформ станций, на которых останавливается поезд. Конкретное расположение вагонов в составе называется схемой поезда, под которой понимают число вагонов разного рода (мягких, купейных, плацкартных и др.) и порядок их размещения в составе.

Схемы составов поездов указывают в книжках служебного расписания движения пассажирских поездов. Для поездов одинаковых категорий целесообразно применение унифицированной схемы, которая обеспечивает взаимозаменяемость составов и повышает их оборот. Вагоны в составах скорых поездов располагают группами по типам, начиная с головы (в скобках - с хвоста) поезда, в следующем порядке:
с 1 по 8 (с 17 по 10) - плацкартные (ПЛ);
9 (9) - вагон-ресторан (ВР);
10 (8) - купейный с радиоузлом (КР);
11 (7) - спальный вагон (СВ) или МИКСТ;
с 12 по 17 (с 6 по 1) - купейные (К).

Схема скорого поезда дальнего сообщения:

1 2 3 4 5 6 7 8 - 9 10 11 12 13 14 15 16
ПЛ ПЛ ПЛ ПЛ ПЛ ПЛ ПЛ ПЛ ВР КР СВ К К К К К К

Схемы фирменных поездов могут отличаться от унифицированной.

Пассажирский поезд по сравнению со скорым содержит меньшее число купейных и большее число плацкартных вагонов и вагонов с местами для сидения (общих вагонов). В таком поезде многие пассажиры едут не на всем протяжении его следования, а входят и выходят на станциях, расположенных в пути, поэтому число вагонов со спальными местами может быть сокращено. Для коротких расстояний с продолжительностью поездки от 6 до 8 ч (при условии следования поездов в дневное время) могут применяться составы из вагонов межобластного типа. В составах пассажирских поездов вагоны располагаются в следующем порядке: почтовый (П) и багажный (Б) всегда находятся в голове или хвосте поезда и не имеют порядковых номеров; вагон-ресторан так же не имеет порядкового номера и расположен в середине состава; спальный и купейный с радиоузлом вагоны располагаются рядом с вагоном-рестораном; группы купейных, плацкартных и общих (О) вагонов могут находиться как в головной, так и в хвостовой части поезда. Прицепной вагон может быть расположен в голове или в хвосте поезда.

Схема пассажирского поезда дальнего сообщения:

- - 1 2 3 4 5 6 7 8 - 9 10 11 12 13 14 15
П Б ПЛ ПЛ ПЛ ПЛ К К К СВ ВР КР ПЛ ПЛ ПЛ О О О

В составы местных пассажирских поездов вагоны СВ, как правило, не включают. Составы местных пассажирских поездов, следующих в дневное время, целесообразно формировать из вагонов межобластного типа (ОБЛ), что позволит обеспечить проезд бóльшего числа пассажиров. Плацкартные вагоны можно использовать в качестве общих, с местами только для сидения пассажиров. В состав некоторых поездов, следующих в местном сообщении, вместо вагона-ресторана включают купейный вагон с буфетом (КБ), где предусмотрено 12 мест для проезда пассажиров.

Схема пассажирского поезда местного сообщения:

- - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
П Б ОБЛ ОБЛ ОБЛ ОБЛ ОБЛ ОБЛ ОБЛ ОБЛ КБ О О О О О О