ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ– Особенности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом– Основы организации пассажирских перевозок – Парк пассажирских вагонов и составы поездов Особенности пассажирских перевозок железнодорожным транспортомПассажирский транспорт имеет большое социально-экономическое значение, так как играет важную роль в жизнеобеспечении общества. Пассажирские перевозки выполняют многие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной. Оптимальный радиус действия каждого их них зависит от многих факторов. Пассажиры, исходя из своих соображений, по-разному оценивают достоинства и недостатки того или иного вида транспорта. В первую очередь это касается его безопасности, надежности, регулярности функционирования, стоимости проезда, условий передвижения (удобства, комфорт), скорости и затрат времени на доставку к месту назначения. Конкуренция на рынке транспортных услуг вынуждает постоянно совершенствовать транспортные средства. Железные дороги для многих стран мира стали основным видом транспорта, для которого характерны следующие преимущества:
Отмеченные преимущества железных дорог, а также массовость и стабильность осуществляемых ими перевозок делают их базой для координации и взаимодействия всех видов транспорта, для оптимизации всех составляющих перевозочного процесса. С этой целью разрабатывают согласованные расписания движения поездов, автобусов, самолетов, соответствующий режим работы городского транспорта и т.д. На вокзалах железных дорог размещают круглосуточно работающие магазины, узлы связи, банки и т.п., что позволяет обеспечить минимальные потери времени пассажиров и создает им наибольшие удобства при поездках и пересадках. Основной задачей, стоящей сегодня перед железнодорожным транспортом в области пассажирских перевозок, является эффективное использование перевозочных средств при безусловном обеспечении безопасности движения поездов и личной безопасности пассажиров и работников транспорта. Реализация данной задачи осуществляется по следующим направлениям:
Основы организации пассажирских перевозокРазличают следующие виды сообщений при перевозке пассажиров:
В зависимости от дальности следования пассажирские поезда делятся на три категории:
В зависимости от скорости движения и уровня комфорта в поездке дальние и местные поезда подразделяют на пассажирские и скорые, включая ускоренные (максимальная скорость до 160 км/ч), скоростные (максимальная скорость до 200 км/ч) и высокоскоростные (скорость свыше 200 км/ч). Скорые поезда имеют наиболее высокую маршрутную скорость благодаря меньшему числу остановок в пути следования и меньшей их продолжительности. Их формируют из наиболее комфортабельных вагонов (1 и 2 классов), обеспечивающих наибольшие удобства для пассажиров. Скорые поезда назначают на основных магистралях между крупными городами. Пассажирские поезда обслуживают пассажиропотоки, не охваченные скорыми поездами, и имеют меньшую маршрутную скорость из-за большего числа остановок и несколько меньшей технической скорости. На тех участках, где нет пригородного движения, пассажирские поезда останавливаются не только на крупных технических, но и на промежуточных станциях. Незначительные, но устойчивые потоки пассажиров обслуживаются отдельными вагонами или группами вагонов прямого беспересадочного сообщения. От станции отправления до пункта назначения они следуют с разными поездами, расписания которых согласованы на узловых пунктах перецепки вагонов. На направлениях, где значительны перевозки багажа и почты, назначают почтово-багажные поезда. На линиях с небольшим объемом перевозок курсируют грузопассажирские поезда, сформированные из вагонов для пассажиров и грузов. Если в состав грузового поезда включают 10 и более вагонов с людьми, такой поезд называется людским. По регулярности курсирования поезда делятся на круглогодичного, сезонного и разового назначения. Круглогодичные поезда курсируют по строгому расписанию и постоянному маршруту в течение всего года. Сезонные поезда включают в расписание в периоды увеличения пассажиропотока (весенне-летний период и период новогодних праздников. Поезда разового назначения используются для организации чартерных и туристских перевозок, а также для вывоза людей из зоны возникновения чрезвычайных ситуаций. Также поезда делятся на ежедневные, следующие через день (по четным или нечетным числам), по дням недели или по числам месяца. Категории и периодичность курсирования поездов отражаются в их нумерации: Нечетные номера имеют поезда, следующие на юг или на запад, четные - следующие на север или на восток. В число поездов дальнего и местного сообщений входят фирменные поезда, которые имеют не только номер, но и название, отличаются высокой комфортабельностью и культурой обслуживания, более удобным временем отправления и прибытия ("Красная стрела", "Юность", "Россия", "Белогорье" и др.). Рост деловых и культурных связей с зарубежными странами обусловил развитие беспересадочных международных сообщений. Их обслуживают поезда и вагоны международного сообщения, в том числе вагоны габарита РИЦ (03-ВМ), которые могут эксплуатироваться на линиях с колеей железнодорожного пути 1435 мм. Прямое беспересадочное сообщение осуществляется со многими странами Европы и Азии. Парк пассажирских вагонов и составы поездовПарк пассажирских вагонов состоит из вагонов для перевозки пассажиров, вагонов-ресторанов, почтовых, багажных и специального назначения. По назначению различают пассажирские вагоны:
Пассажирскими вагонами специального назначения являются вагоны-лаборатории, санитарные, вагоны-салоны, служебно-технические, вагоны для перевозки спецконтингента и др. По категории обслуживания пассажиров различают:
Каждый пассажирский поезд формируют из конкретного числа вагонов определенного типа. Число вагонов в составах пассажирских поездов разных категорий различно, как правило, оно колеблется от 15 до 22 и зависит от пассажиропотока, категории поезда и длины пассажирских платформ станций, на которых останавливается поезд. Конкретное расположение вагонов в составе называется схемой поезда, под которой понимают число вагонов разного рода (мягких, купейных, плацкартных и др.) и порядок их размещения в составе. Схемы составов поездов указывают в книжках служебного расписания движения пассажирских поездов. Для поездов одинаковых категорий целесообразно применение унифицированной схемы, которая обеспечивает взаимозаменяемость составов и повышает их оборот. Вагоны в составах скорых поездов располагают группами по типам, начиная с головы (в скобках - с хвоста) поезда, в следующем порядке: Схема скорого поезда дальнего сообщения:
Схемы фирменных поездов могут отличаться от унифицированной. Пассажирский поезд по сравнению со скорым содержит меньшее число купейных и большее число плацкартных вагонов и вагонов с местами для сидения (общих вагонов). В таком поезде многие пассажиры едут не на всем протяжении его следования, а входят и выходят на станциях, расположенных в пути, поэтому число вагонов со спальными местами может быть сокращено. Для коротких расстояний с продолжительностью поездки от 6 до 8 ч (при условии следования поездов в дневное время) могут применяться составы из вагонов межобластного типа. В составах пассажирских поездов вагоны располагаются в следующем порядке: почтовый (П) и багажный (Б) всегда находятся в голове или хвосте поезда и не имеют порядковых номеров; вагон-ресторан так же не имеет порядкового номера и расположен в середине состава; спальный и купейный с радиоузлом вагоны располагаются рядом с вагоном-рестораном; группы купейных, плацкартных и общих (О) вагонов могут находиться как в головной, так и в хвостовой части поезда. Прицепной вагон может быть расположен в голове или в хвосте поезда. Схема пассажирского поезда дальнего сообщения:
В составы местных пассажирских поездов вагоны СВ, как правило, не включают. Составы местных пассажирских поездов, следующих в дневное время, целесообразно формировать из вагонов межобластного типа (ОБЛ), что позволит обеспечить проезд бóльшего числа пассажиров. Плацкартные вагоны можно использовать в качестве общих, с местами только для сидения пассажиров. В состав некоторых поездов, следующих в местном сообщении, вместо вагона-ресторана включают купейный вагон с буфетом (КБ), где предусмотрено 12 мест для проезда пассажиров. Схема пассажирского поезда местного сообщения:
|