Станции и узлы - Тема 7

Содержание и ремонт железнодорожного пути

Путевое хозяйство
Виды путевых работ
Текущее содержание пути
Путевые машины, применяемые при ремонтах и текущем содержании пути

Путевое хозяйство

Задача содержания железнодорожного пути - обеспечение безопасного и бесперебойного движения поездов. Для обеспечения выполнения данной задачи на железнодорожном транспорте имеется большое число хозяйственных и производственных подразделений, образующих путевое хозяйство.

Всем путевым хозяйством ОАО «Российские железные дороги» руководит Департамент пути и сооружений (ЦП), который осуществляет общее руководство эксплуатацией и развитием путевого хозяйства, разработкой новых стандартов и технических условий на изготовление элементов железнодорожного пути и мер по продлению сроков их службы.

Укладка железнодорожного пути

На железных дорогах путевым хозяйством занимаются службы пути (П), основными задачами которых являются:

  • обеспечение содержания и ремонта пути;
  • проведение мероприятий, обеспечивающих безопасность движения поездов;
  • обеспечение содержания, ремонта и модернизации путевой техники.

Службам пути подчиняются дистанции пути, путевые машинные станции, щебеночные заводы, балластные карьеры, шпалопропиточные заводы, рельсоварочные предприятия, путевые дорожные ремонтно-механические мастерские, дистанции лесозащитных насаждений, а также средства контроля за состоянием пути (путеизмерительные и дефектоскопные вагоны).

Путевое хозяйство дороги делится на дистанции пути (ПЧ), которые возглавляют начальники дистанций. Задачей дистанции пути является текущее содержание пути, искусственных и других сооружений и устройств путевого хозяйства в рабочем состоянии для обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов. Дистанция пути обслуживает участок железнодорожной линии протяженностью от 150 до 300 км.

Дистанции пути делятся на околотки протяженностью от 20 до 30 км. Работой околотка руководит дорожный мастер. На каждом околотке создаются бригады рабочих численностью от 5 до 20 человек во главе с бригадирами пути.

Путевые машинные станции (ПМС) имеют в своем распоряжении производственные подразделения и путевые машины для выполнения подготовительных, основных и отделочных работ на железнодорожном пути, а также производственные базы для сборки звеньев рельсошпальной решетки, ремонта элементов железнодорожного пути, складирования щебня и др.

Щебеночные заводы и балластные карьеры выполняют добычу щебня или иного балластного материала, его дробление, сортировку и погрузку в подвижной состав для транспортировки к местам отсыпки балластных призм.

Шпалопропиточные заводы (ПШ) — предприятия путевого хозяйства, на которых производится пропитка антисептиками деревянных шпал, мостовых и переводных брусьев, столбов линий связи.

Рельсосварочные предприятия (РСП) — предприятия путевого хозяйства, на которых сваривают новые рельсы в бесстыковые плети, ремонтируют (сваривают и наплавляют) старогодные рельсы, в том числе лежащие в пути, а также выполняют другие сварочно-наплавочные работы, устраняют волнообразный износ рельсов в пути с помощью рельсошлифовальных поездов (РШП).

Путевые дорожные ремонтно-механические мастерские (ПДМ) служат для ремонта механизмов и путевых машин тяжелого типа, а также ремонта и изготовления нового путевого инструмента.

Дистанции лесозащитных насаждений (ПЧЛ) выполняют посадку вдоль железнодорожных линий и содержание лесозащитных насаждений (лесополос), которые ограждают железнодорожное полотно и другие элементы инфраструктуры от снежных, пыльных и песчаных заносов, закрепляют оползни и осыпающиеся откосы, препятствуют выходу на железнодорожные пути безнадзорного скота и диких животных.

Путеизмерительные и дефектоскопные вагоны предназначены для сплошного скоростного контроля состояния рельсовой колеи под динамической нагрузкой (вагоны-путеизмерители), а также для для сплошного контроля состояния рельсов, уложенных в путь, и выявления в них наружных и скрытых дефектов (вагоны-дефектоскопы).


Виды путевых работ

Основой ведения путевого хозяйства является техническое обслуживание и ремонты железнодорожного пути. Железнодорожный путь работает в сложных условиях: под воздействием нагрузок от подвижного состава, климатических и погодных условий накапливаются деформации, которые приводят к расстройствам пути, изменению его положения в плане и профиле. Чтобы содержать путь в состоянии, обеспечивающем безопасное и бесперебойное движение поездов, необходимо выполнять текущее содержание пути и своевременное производство ремонтов пути в необходимом объеме и с высоким качеством.

Основные нормы и принципы эксплуатации железнодорожного пути изложены в Положении о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги» (утверждено Распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2015 г. № 3212р). Данное Положение предусматривет следующие виды работ по техническому обслуживанию железнодорожного пути и стрелочных переводов:

Капитальный ремонт железнодорожного пути
  • усиленный капитальный ремонт пути и стрелочных переводов;
  • сплошная замена рельсов (на отдельных участках);
  • капитальный ремонт пути и стрелочных переводов;
  • средний ремонт пути;
  • подъемочный ремонт пути;
  • планово-предупредительная выправка пути;
  • шлифование рельсов и элементов стрелочных переводов;
  • текущее содержание пути.

Усиленный капитальный ремонт (реконструкция, модернизация) пути и стрелочных пререводов производится на путях I и II классов, а стрелочных переводов - на путях I—III классов и предназначен обновления верхнего строения пути на путях с повышенной несущей способностью балластного слоя и земляного полотна. Он предполагает полную замену путевой решетки на новую, комплексную замену элементов стрелочных переводов, очистку щебня на глубину более 40 см, удлинение переходных кривых и прямых вставок, увеличение радиуса круговых кривых, ликвидацию пучинистых мест в земляном полотне, укрепление окосов насыпей и выемок, выправку и подбивку пути в продольном профиле, рихтовку пути в поперечном профиле, очистку и реконструкцию водоотводных устройств, ремонт переездов и пр.

Сплошная замена рельсов совмещается со средним ремонтом пути и проводится в период между усиленными капитальными ремонтами бесстыкового пути с железобетонными шпалами на грузонапряженных участках. Сплошная замена рельсов включает в себя замену рельсов на новые или старогодные, замену стрелочных переводов или сплошную смену их металлических элементов, замену путевой решетки или отдельных шпал, очистку щебеночного балласта, очистку водоотводных устройств, выправку и подбивку пути.

Капитальный ремонт пути выполняется для путей III—V классов и предназначен для замены верхнего строения пути на более мощное или менее изношенное, смонтированное из старогодных материалов, либо в сочетании с новым. Сопровождается очисткой щебня на глубину 25—40 см. Набор работ такой же, как при усиленном капитальном ремонте.

Средний ремонт пути предназначен для оздоровления балластной призмы за счет сплошной очистки щебня на глубину 25—40 см.

Подъемочный ремонт пути предназначен для восстановления равноупругости и равнопрочности пути за счет сплошной подъемки (на 4—5 см) и выправки пути со сплошной подбивкой шпал.

Планово-предупредительная выправка пути предназначена для сплошной выправки пути и стрелочных переводов в промежутках между ремонтами пути. Она включает в себя сплошную выправку, подбивку и рихтовку пути, замену негодных шпал и скреплений, регулировку стыковых зазоров, подтяжку клеммных и закладных болтов промежуточных рельсовых скреплений.

Шлифование рельсов и элементов стрелочных переводов предназначено для устранения волнообразного износа и коротких неровностей на поверхности катания рельсов, а также для придания головкам рельсов очертаний ремонтного профиля, что уменьшает вибрационные воздействия подвижного состава на путь. Шлифование выполняется рельсошлифовальными поездами.


Текущее содержание пути

Текущее содержание пути предполагает постоянный систематический контроль состояния пути, сооружений и путевых устройств и содержание их в исправном состоянии. При текущем содержании пути выполняются в необходимом объеме работы до ближайшего среднего или капитального ремонта: замена отдельных дефектных элементов верхнего строения пути, сезонные работы по оздоровлению земляного полотна, прочистка водоотводных устройств и др.

Текущее содержание пути заключается, прежде всего, в систематических и тщательных осмотрах и проверках пути. Такие осмотры и проверки позволяют своевременно обнаружить неисправности пути, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению неисправностей.

Обходчики железнодорожных путей по графику осматривают путь в пределах путевого обхода, а обходчики искусственных сооружений - искусственные сооружения и подходы к мостам и тоннелям.

Дежурные по переездам в течение дежурства осматривают и проверяют переезды, их устройства и подходы к ним.

Операторы по путевым измерениям по графику проверяют путеизмерительной тележкой по уровню и ширине колеи пути перегонов, главные и приемо-отправочные пути станций.

Операторы дефектоскопной тележки по графику проверяют состояние рельсов. Регулярно проверяются пути путеизмерительными вагонами и автомотрисами, а рельсы - вагонами-дефектоскопами и дефектоскопными автомотрисами.

Бригадиры пути осматривают все пути I, II и III классов не реже двух раз в месяц, IV и V классов - не реже одного раза в месяц с записью результатов осмотра в соответствующие книги.

Дорожные мастера осматривают и проверяют свои линейные участки не реже одного раза в месяц с записью результатов в соответствующие книги.

Также систематически осматривают путь и его нижнее строение старшие начальники участков, мостовые мастера, командный состав дистанций пути и службы пути дороги.

Работы по текущему содержанию пути делятся на неотложные, первоочередные и планово-предупредительные.

Неотложные и первоочередные работы предусматривают устранение неисправностей пути, которые могут стать угрожающими для безопасности движения, и которые невозможно отложить до срока планово-предупредительного ремонта. Такие неисправности возникают непредвиденно и их устранение производится немедленно после обнаружения. К неотложным работам относятся: замена остродефектных рельсов, остряков и крестовин, устранение отступлений IV степени в содержании рельсовой колеи, устранение разрывов стыков и другие неисправности, угрожающие безопасности движения поездов.

Планово-предупредительные работы выполняются по заранее составленному плану и направлены на предупреждение появления неисправностей пути, вызывающих уменьшение утсановленной скорости движения поездов. К таким работам относятся: замена отдельных дефектных элементов верхнего строения пути, устранение отступлений по ширине рельсовой колеи, закрепление ослабевших стыковых и промежуточных скреплений, регулировка стыковых зазоров, одиночная смена негодных шпал и скреплений, исправление просадок пути, выправка, подбивка и рихтовка пути, очистка пути и стрелочных переводов от снега и загрязнений и др.

Планово-предупредительные работы по текущему содержанию пути выполняются по планам, разрабатываемым по результатм осмотров и проверок пути. Ежемесячно дорожным мастером планируются выборочные работы с учетом местных условий и сезонности работ. Комплексные планово-предупредительные работы планируются начальником дистанции пути в конце каждого года на предстоящий год с учетом результатов осеннего комиссионного осмотра пути и проверок пути путеизмерительными вагонами и другими диагностическими средствами.

Выполняются планово-предупредительные работы по текущему содержанию пути по типовым технологическим процессам, которые различаются в зависимости от типов верхнего строения пути, вида балласта, числа и вида применяемых путевых машин. Основные технологические процессы предполагают, что работы выполняются в предусмотренные графиком движения поездов технологические окна продолжительностью 2 ч, либо в специально предоставляемые окна продолжительностью 3—4 ч на фронте работ от 2,5 до 6 км.


Путевые машины, применяемые при ремонтах и текущем содержании пути

Работа путеукладочного крана

Для укладки и замены путевой решетки применяется путеукладочный кран УК-25/9-18, который укладывает в путь рельсовые звенья длиной 25 м на деревянных или железобетонных шпалах, а также позволяет производить разборку пути. Грузоподъемность крана - 18 т, максимальная производительность - 750 м пути в час. Вместе с краном используются четырехосные специализированные платформы с роликовыми транспортерами, на которых размещаются разбираемые, либо вновь укладываемые звенья пути.

Для перемещения на путь ранее выгруженного на обочины и междупуться балласта, распределения его тонким слоем вдоль пути, подъемки пути на балласт и поперечной сдвижки путевой решетки применяются электробалластеры ЭЛБ.

Для очистки щебеночного балласта от загрязнителей применяются щебнеочистительные машины ЩОМ, а также щебнеочистительная машина RM-80 австрийской фирмы Plasser&Theurer. Машины имеют очистительное устройство, использующее центробежный способ очистки. Вращающаяся сетчатая лента увлекает за собой щебень из-под шпал, засорители выбрасываются в сторону через отверстия в ленте, а очищенный щебень попадает в бункер и ссыпается на путевую решетку.

Работа машины ВПРС

Выправочно-подбивочно-рихтовочные машины ВПР, ВПРС применяются для выправки пути в продольном профиле, по уровню и в плане, уплотнения (подбивки) балласта под шпалами и с их торцов. Производительность машины ВПР - 900—1200 шпал в час. Машина ВПРС предназначена для выправки пути и срелочных переводов. Производительность - 1 стрелочный перевод в час, либо 500 шпал/ч. Машина циклического действия Duomatic фирмы Plasser&Theurer позволяет выполнять одновременную подбивку двух шпал на пути.

Выправочно-подбивочно-отделочная машина непрерывного действия ВПО-3000 предназначена для механизированного выполнения за один проход чистовой дозировки балласта, подъемки пути, уплотнения балластной призмы, выправки пути по уровню, профилю и в плане, очистки концов шпал от щебня.

Для очистки пути от снега на перегонах применяют снегоочистители. Для очистки пути от снежных заносов высотой до 1 м применяют однопутные и двухпутные плужные снегоочистители СДП, работающие со скоростью до 40 км/ч. Для очистки снежных заносов высотой до 2,5 м применяют струг-снегоочиститель СС-1, имеющий поворотные снегоочистительные плоскости. Рабочая скорость струга-снегоочистителя при раскрытых боковых отвальных крыльях - до 15 км/ч, при работе передними снегоочистильными устройствами - до 60 км/ч. При уборке снежных заносов высотой до 4,5 м используются фрезерно-роторные снегоочистители ФРЭС. Рабочая скорость при максимальной производительности - 0,5 км/ч.

Для очистки от снега путей станций применяют плужные снегоочистители, струги-снегоочистители и пневмоочистительные машины ПОМ. Уборку снега со станционных путей и его вывоз за пределы станций выполняют с помощью снегоуборочных машин СМ и самоходных снегоуборщиков СМ-5. Для очистки от снега стрелочных переводов применяют устройства пневмообдува, электробогрева и газообогревательные устройства.