Станции и узлы - Тема 10

Участковые станции

Общая характеристика участковых станций
Основные устройства участковых станций
Схемы участковых станций

Общая характеристика участковых станций

Участковые станции располагаются на границах участков обращения локомотивов поездов или работы локомотивных бригад, а также на границах гарантийных участков обращения сквозных грузовых поездов. Основным назначением участковых станций является техническое обслуживание и коммерческий осмотр сквозных транзитных поездов, формирование и расформирование участковых и сборных поездов, смена локомотивов и локомотивных бригад, а также выполнение пассажирских и грузовых операций.

Участковая станция

На узловых участковых станциях возможно изменение веса поездов, поступающих с примыкающих направлений, т.е. отцепка и прицепка групп вагонов к транзитным поездам.

Ранее участковые станции располагались на расстоянии 100—130 км друг от друга, что было обусловлено запасом угля в тендерах паровозов и временем непрерывной работы локомотивных бригад. Внедрение тепловозной тяги, электрификация железнодорожных линий и повышение скоростей движения позволили увеличить протяженность участков обращения локомотивов и работы локомотивных бригад, а, соответственно, и расстояние между участковыми станциями, которое в настоящее время может составлять от 300 до 400 км.

В участковых поездах прибывают вагоны под погрузку-выгрузку на участковой станции, а также вагоны в адрес промежуточных станций участка. Из вагонов в адрес промежуточных станций формируют сборные поезда, следующие по участку до опорных промежуточных станций с отцепкой и подборкой вагонов на промежуточных станциях. Из вагонов, прибывших в сборных поездах, и вагонов, погруженных на участковой станции, формируют участковые поезда в адрес соседней участковой или сортитровочной станции.

Для приема поездов и выполнения операций по приему (техническое обслуживание, коммерческий осмотр, смена локомотивов и локомотивных бригад) предназначен приемо-отправочный парк. Накопление вагонов для составов сборных и участковых поездов осуществляется на путях сортировочного парка. Расформирование и формирование поездов выполняется с использованием вытяжных путей, которые располагаются с обеих сторон от сортировочного парка. Для расформирования поездов при значительных объемах переработки может сооружаться горка малой мощности. Сформированные поезда переставляются на пути приемо-отправочного парка, где выполняется их техническое обслуживание, безотцепочный ремонт вагонов, прицепка поездных локомотивов и опробование автотормозов перед отправлением.

Пассажирские операции на участковых станциях выполняются в бóльшем объеме, чем на промежуточных. Транзитные пассажирские поезда, имеющие остановку, принимаются на главные пути или приемо-отправочные пути пассажирского парка. Выполняется посадка и высадка пассажиров, погрузка и выгрузка почты и багажа, технический осмотр составов, безотцепочный ремонт вагонов, смена локомотивов или локомотивных бригад. Скорые поезда пропускаются по главным путям без остановки.

Грузовая работа на участковых станциях заключается в погрузке и выгрузке вагонов в грузовых районах, обслуживании подъездных путей, взвешивании вагонов, сортировке мелких отправок, подготовке вагонов под погрузку, экипировке вагонов с живностью и скоропортящимися грузами.

Классификация участковых станций может быть выполнена по нескольким параметрам.

В зависимости от рода тяги различают участковые станции для электрической, автономной (тепловозной) и смешанной тяги. В последнем случае участковые станции являются станциями стыкования участков с разными видами тяги, а на электрифицированных линиях могут быть станции стыкования участков с разными системами тока (постоянного и переменного).

В зависимости от схемы тягового обслуживания различают участковые станции со сменой локомотивных бригад, станции со сменой локомотивных бригад и локомотивов, станции с эксплуатационно-ремонтным (основным) депо, станции с эксплуатационным (оборотным) депо.

В зависимости от числа главных путей на подходах различиают участковые станции на однопутных, двухпутных и многопутных линиях.

В зависимости от числа примыкающих подходов участковые станции бывают неузловые, расположенные на однопутной или двухпутной линии, и узловые - с тремя или более подходами линий.

По взаимному расположению парков различают участковые станции поперечного, продольного, полупродольного типов, а также с последовательным расположением пассажирских устройств и парков для грузового движения.


Основные устройства участковых станций

Основными устройствами участковых станций являются: главные и приемо-отправочные пути, устройства для маневровой работы, пассажирские и грузовые устройства, локомотивное и вагонное хозяйства. Они должны располагаться на станции таким образом, чтобы обеспечивалась потребная пропускная способность, безопасность поездного и маневрового движения, удобное обслуживание пассажиров, отправителей и получателей грузов, наименьшие пробеги по станции подвижного состава, возможность дальнейшего развития станции.

Участковые станции обычно располагаются в достаточно крупных населенных пунктах, поэтому на них поступают сквозные, конечные и пригородные пассажирские поезда.

Пассажирские устройства участковой станции

Устройства для обслуживания пассажиров на участковых станциях состоят из путевого развития для приема, отправления и отстоя поездов, пассажирского здания, платформ, переходов. Пассажирские устройства (пассажирское здание, пассажирские платформы) располагают рядом с главными путями со стороны населенного пункта. Для приема пассажирских поездов используют главные и приемо-отправочные пути. Число пассажирских приемо-отправочных путей устанавливается в зависимости от размеров движения. Но однопутных, а также двухпутных линиях при размерах движения до 48 пар поездов в сутки предусматривают два приемо-отправочных пути. На двухпутных линиях при размерах движения более 48 пар поездов в сутки предусматривают 2-3 приемо-отправочных пути.

Пассажирское здание должно иметь все необходимые устройства для обслуживания пассажиров. На участковых станциях строят пассажирские здания на 50, 100 и 300 пассажиров. Пассажирские платформы строят низкими для удобства технического обслуживания сквозных пассажирсикх поездов. Для приема конечных пригородных моторвагонных поездов могут предусматриваться тупиковые пути с высокими платформами. Переходы между платформами устраивают в одном уровне с путями. Устройство переходов в разных уровнях обязательно, если пассажирам для прохода к платформам необходимо пересекать пути с интенсивным движением поездов (более 50 пар в сутки).

На участковых станциях, являющихся конечными для местных и пригородных поездов, строят пути для технического осмотра, экипировки и стоянки пассажирских составов и ремонта вагонов. Эти пути укладывают вблизи путей, на которые принимаются пассажирские поезда, с прямым выходом на них. На некоторых участковых станциях укладывают тупиковые пути для отстоя служебных, почтовых, багажных вагонов и вагонов беспересадочного сообщения.

Основную группу устройств для грузового движения (приемо-отправочные, сортировочные и вытяжные пути) располагают рядом с главными путями, но с противоположной стороны от пассажирских устройств.

Грузовой приемо-отправочный парк

Приемо-отправочные пути предназначены для приема поездов, выполнения технологических операций по приему и отправлению: технический осмотр, безотцепочный ремонт вагонов, коммерческий осмотр составов и устранение коммерческих неисправностей, смена локомотивов и локомотивных бригад, опробование торомозов. Число приемо-отправочных путей должно быть достаточным для обеспечения необходимой пропускной способности и расчитывается аналитическим методом.

Приемо-отправочный парк для грузовых поездов может быть объединенным, т.е. использоваться для поездов всех категорий (транзитных, поступающих в расформирование (сборных и участковых), своего формирования), а может использоваться для приема поездов только одной категории. Число приемо-отправочных путей в парке рассчитывается по суммарной суточной загрузке парка с учетом: количества поступающих поездов за сутки, времени занятия пути одним поездом (с момента приготовления маршрута для приема поезда до момента освобождения поездом последнего стрелочного перевода, ведущего на данный путь) и коэффициента, учитывающего неравномерность поступления поездов в парк.

В сортировочных парках участковых станций должны быть пути для накопления вагонов и формирования участковых и сборных поездов на прилегающие к станции участки, а также для местных вагонов. Составы прибывающих участковых и сборных поездов расформировываются на пути сортировочного парка в соответствии с назначением вагонов. Число сортировочных путей зависит от количества назначений по плану формирования, числа перерабатываемых вагонов в сутки по этим назначениям и объема местной работы. Для формирования участковых и сборных поездов для каждого назначения должно быть не менее одного пути длиной не менее длины приемо-отправочного пути. Для местных вагонов, прибывающих в адрес станции, выделяется не менее одного пути. По одному пути выделяется для вагонов, требующих ремонта, вагонов с коммерческими неисправностями и вагонов с опасными грузами.

Число вытяжных путей устанавливается в зависимости от числа перерабатываемых вагонов и способа производства маневров. Обычно предусматривают укладку вытяжных путей в обоих концах сортировочного парка. Маневровая работа по расформированию составов выполняется толчками. При значительном объеме работы расформирование составов может выполняться на вытяжных путях специального профиля, либо на горке малой мощности. Горки малой мощности сооружаются для переработки от 250 до 1500 вагонов в сутки при числе путей в сортировочном парке от 4 до 16. Скорость движения отцепов на путях сортировочного парка регулируется укладкой тормозных башмаков регулировщиками скорости, либо с помощью вагонных замедлителей. Вагонные замедлители устанавливаются при числе путей 12—16, как правило, на одной тормозной позиции спускной части и одной парковой тормозной позиции.

Для обслуживания промышленных предприятий, не имеющих подъездных путей, на участковых станциях сооружают грузовые районы. Наилучшее место для расположения грузового района - со стороны сортировочного парка с примыканием его путей к вытяжному пути. Для выполнения грузовых операций предусматривают следующие устройства: крытые склады, контейнерные площадки, площадки и повышенные пути для сыпучих и навалочных грузов, а при значительных размерах выгрузки - эстакады высотой 4 м, платформы для колесных грузов и самоходных машин, платформы для непосредственной перегрузки из вагонов на автотранспорт или наоборот. К грузовому району должны быть проложены удобные подъезды для автотранспорта. Грузовые районы ограждаются по периметру постоянным забором, размещенным не ближе 3,10 м от оси ближайшего пути.

Локомотивное хозяйство участковых станций предназначено для ремонта, технического обслуживания и экипировки поездных и маневровых локомотивов, а также моторвагонного подвижного состава. Его располагают со стороны, противоположной пассажирским устройствам, чтобы локомотивы от прибывших поездов и подаваемые к поездам не пересекали главные пути. К сооружениям и устройствам локомотивного хозяйства относятся: основные ремонтные депо, пункты оборота локомотивов, пункты смены локомотивных бригад, пункты технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), экипировочные устройства (при депо, в пунктах оборота и технического обслуживания локомотивов, а в некоторых случаях на приемо-отправочных путях станций), пути для прохода и стоянки локомотивов, устройства для разворота локомотивов (в необходимых случаях) и др.

Локомотивные депо на участковых станциях могут быть основными (имеющими приписной парк локомотивов) и оборотными (без собственного парка локомотивов). В основных депо выполняют техническое обслуживание (ТО), экипировку, а также плановые и внеплановые ремонты (ТР) локомотивов приписного парка. В оборотных депо выполняют только техническое обслуживание и экипировку локомотивов.

Техническое обслуживание и ремонт локомотивов производится в крытых помещениях - стойлах. Потребное число стойл депо для ремонта и технического обслуживания локомотивов определяется исходя из годового пробега локомотивов (млн локомотиво-км в год), который в свою очередь зависит от протяженности участка обращения локомотивов и числа пар поездов, обращающихся на соответствующих участках. В комплекс экипировочных устройств входят: служебно-техническое здание, экипировочные позиции со смотровыми канавами, устройства пескоснабжения (пескосушильная установка со складами сырого и сухого песка), склады горюче-смазочных материалов (ГСМ). В необходимых случаях устройства для снабжения локомотивов топливом и песком размещаются в приемо-отправочных парках в местах остановки локомотивов. Это позволяет осуществлять экипировку тепловозов и электровозов без захода в депо. Здесь же устраиваются специальные мостики для осмотра крышевого оборудования электровозов.

При размерах движения 18 пар поздов в сутки и более между приемо-отправочным парком и локомотивным хозяйством укладывается ходовой путь для подачи и уборки поездных локомотивов. При меньших размерах движения в качестве ходового может использоваться любой свободный приемо-отправочный путь.

Для обеспечения исправного состояния вагонов на участковых станциях предусматриваются устройства вагонного хозяйства, включающие в себя: вагонные депо, пункты технического обслуживания (ПТО), пункты экипировки и текущего обслуживания рефрижераторного подвижного состава, пункты текущего отцепочного ремонта вагонов (ПТОР), пункты контрольно-технического обслуживания вагонов (ПКТО), контрольные пункты автотормозов (КПАТ), пункты комплексной подготовки вагонов к перевозкам. Устройства вагонного хозяйства располагают, как правило, рядом с локомотивным хозяйством. Пункт технического обслуживания вагонов должен находиться ближе к центральной горловине станции, а помещения для осмотрщиков вагонов могут располагаться в противоположных концах приемо-отправочного парка. На станции могут размещаться объекты специального назначения: пункты подготовки вагонов к погрузке, пункты погрузки-выгрузки живности, пункты промывки-пропарки цистерн, пути стоянки пожарных и восстановительных поездов, тяговые подстанции и др.


Схемы участковых станций

По взаимному расположению парков участковые станции могут быть поперечного, продольного и полупродольного типов.

Участковая станция поперечного типа на однопутной линии

На однопутных линиях наиболее распространенными являются станции поперечного типа. Они имеют два парка: объединенный приемо-отправочный парк (ПО), в который принимаются и из которого отправляются поезда обоих направлений и сортировочный парк (С). С обеих сторон сортировочного парка имеются вытяжные пути для расформирования и формирования участковых и сборных поездов. Между парками укладывается ходовой путь в локомотивное хозяйство для уборки и подачи поездных локомотивов. Локомотивное (ЛХ) и вагонное хозяйства располагаются последовательно с парками, примыкая к одной из горловин станции. Грузовой район (ГР) расположен рядом с сортировочным парком. Пассажирские устройства находятся возле главного пути и приемо-отправочных путей для пассажирских поездов. Горловины спроектированы таким образом, чтобы обеспечивалась независимость маршрутов приема и отправления поездов, выполнения маневровой работы с использованием вытяжных путей и подачи/уборки поездных локомотивов. При наличии технико-экономического обоснования и при наличии достаточной и удобной площадки возможен вариант расположения грузового района со стороны пассажирского здания. Однако такой вариант приводит к пересечению маршрутов приема и отправления поездов при подаче вагонов на грузовой район.

В обоснованных случаях на участках однопутных линий III категории и выше, где предусмотрено обращение длинносоставных или сдвоенных грузовых поездов, допускается строительство участковых станций продольного типа. В таких схемах имеются два приемо-отправочных парка (ПОI и ПОII), расположенных по разные стороны от главного пути, - для нечетных и четных поездов.

На двухпутных линиях со значительным транзитным движением целесообразными являются станции продольного и полупродольного типов. Эти станции имеют два приемо-отправочных парка, смещенных навстречу движению: на станциях продольного типа смещение на длину приемо-отправочного пути для грузового поезда, на станциях полупродольного типа - на длину пассажирского поезда. Парки специализированы для приема нечетных (ПОI) и четных (ПОII) поездов.

Участковая станция продольного типа на двухпутной линии

Сборные и участковые поезда принимаются в парк ПОII на специально выделенные для этого пути ПР. Сортировочный парк (С) располагается поперечно приемо-отправочному парку ПРII и имеет вытяжные пути (13, 14) с обеих сторон. Для отцепки неисправных вагонов от составов транзитных нечетных поездов имеется вытяжной путь 16. Путь 15 служит для отцепки поездных локомотивов от составов нечетных поездов и прицепки к ним. Грузовой район (ГР) размещается со стороны сортировочного парка. Локомотивное хозяйство (ЛХ) - поперечно с приемо-отправочным парком ПОI, но с другой стороны от главных путей. Пассажирские поезда принимаются на главные (I, II) и приемо-отправочные пути (3, 4) для пассажирских поездов.

Основное достоинство станций продольного типа - отсутствие пересечения маршрутов приема грузовых и пассажирских поездов, а также небольшие пробеги локомотивов при их уборке или подаче под составы. Недостаток такой схемы - персечение главных путей поездными локомотивами, убираемыми/подаваемыми из/в приемо-отправочный парк ПОI. Для исключения враждебности маршрутов возможна укладка обходных главных путей Ia и IIa.

В схемах полупродольного типа приемо-отправочный парк для нечетных поездов ПОI сдвинут ближе к пассажирскому зданию, благодаря чему для размещения станции требуется меньшая длина площадки, но отсутствует прямая связь между парками ПОI и ПОII, что ухудшает условия выполнения маневровой работы. Связь между парками осуществляется через главные и пассажирские пути и вытяжной путь 13. Технология работы станции полупродольного типа аналогична станции продольного типа. Станции полупродольного типа применяются, когда станционная площадка имеет недостаточную длину. Величина смещения парков может быть различной, но достаточной для размещения пассажирских путей и платформ последовательно с одним из приемо-отправочных парков для грузовых поездов.

Участковая станция поперечного типа на двухпутной линии

На участковых станциях поперечного типа, расположенных на двухпутных линиях, приемо-отправочные парки (ПОI, ПОII) специализированы по направлениям и располагаются параллельно, с одной стороны от главных путей. Остальные пути и устройства располагаются аналогично станциям поперченого типа однопутных линий. При значительном количестве поездов, поступающих в расформирование, для них может сооружаться отдельный парк ПР, расположенный рядом с сортировочным парком. Конструкции горловин должны обеспечивать максимальное число параллельных операций и позволять одновременно отправлять и принимать поезда разных направлений. В горловине со стороны локомотивного хозяйства должна обеспечиваться одновременная подача и уборка поездных локомотивов.

Участковые станции поперечного типа двухпутной линии отличаются компактным расположением устройств и требуют короткой площадки для размещения станции. Недостаток таких станций - пересечение маршрутов приема и отправления грузовых поездов с маршрутами пропуска пассажирских поездов. Частично решить данную проблему возможно укладкой обводных главных путей.

Узловые участковые станции отличаются тем, что к ним примыкает не менее трех подходов железнодорожных линий. В горловинах таких станций со стороны примыкания дополнительных линий укладывают бóльшее число главных путей, а на подходах устраивают развязки в разных уровнях. Схемы узловых учатковых станций зависят от многих условий: числа примыкающих линий, количества главных путей на этих линиях, размеров транзитных и перерабатываемых вагонопотоков. На схемы также оказывают влияние местные условия: длина станционной площадки, размещение устройств до примыкания новой линии. На однопутных линиях в основном размещают узловые участковые станции поперечного типа, а на двухпутных линиях - продольного и полупродольного типов.