Станции и узлы - Тема 9

Разъезды, обгонные пункты и промежуточные станции

Разъезды
Обгонные пункты
Промежуточные станции
Примыкание подъездных путей на промежуточных станциях
Опорные промежуточные станции

Разъезды

Разъездом называется раздельный пункт на однопутной линии, имеющий путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона поездов. На разъездах имеется главный путь, используемый в основном для безостановочного пропуска поездов, один или два приемо-отправочных пути, на которые поезда принимаются для скрещения или обгона, пассажирское здание (обычно совмещенное с помещением дежурного по станции), платформы для посадки и высадки пассажиров, устройства сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи.

При наличии одного приемо-отправочного пути, кроме главного, можно организовать либо скрещение поездов противоположных направлений, либо обгон в одном направлении. При необходимости скрещения двух поездов с обгоном одного из них более срочным поездом требуется соответственно два приемо-отправочных пути. Если же на линии предусмотрено скрещение пакетов из двух поездов со встречным поездом и обгоном его четвертым, то требуется уже не менее трех приемо-отправочных путей, помимо главного.

В зависимости от размеров движения, длины станционной площадки, плана и профиля пути на подходах расположение приемо-отправочных путей на разъезде может быть продольным односторонним (1), продольным разносторонним (2), полупродольным (3) и поперечным (4). Полезная длина приемо-отправочных путей принимается стандартной, установленной для данной линии.

Путевое развитие промежуточной станции

В схемах продольного типа приемо-отправочные пути смещены друг относительно друга на всю длину, что обеспечивает бóльшую пропускную способность прилегающих перегонов за счет возможности скрещения и обгона удлиненных, в том числе соединенных грузовых поездов. Кроме того, создаются лучшие условия для разгона поездов при отправлении и одновременного приема встречных поездов. На разъездах продольного типа можно пропускать два поезда разных направлений без остановки, но с уменьшенной скоростью. Недостаток продольных схем - увеличение длины станционной площадки.

В схемах полупродольного типа приемо-отправочные пути смещаются на длину пассажирского поезда. Схему с полупродольным расположением путей применяют при недостаточной длине станционной площадки или при наличии искусственных сооружений, ограничивающих длину разъезда. Смещение путей должно быть достаточным для установки пассажирского поезда в пределах полезной длины главного пути.

В схемах поперечного типа все пути располагаются параллельно, а первые входные стрелки укладываются по принципу правопутности (дают отклонение вправо). Такие разъезды характеризуются компактностью, т.к. требуют наименьшей длины станционной площадки. Однако при этом невозможно скрещение поездов повышенной длины, ухудшаются условия одновременного приема поездов встречных направлений и разгона поездов при размещении разъезда в яме. Поэтому схемы этого типа применяется на линиях III и IV категорий, а также в трудных топографических условиях на линиях I и II категорий.


Обгонные пункты

Обгонным пунктом называется раздельный пункт на двухпутной линии, имеющий путевое развитие, которое допускает обгон поездов и в необходимых случаях перевод поезда с одного главного пути на другой.

Путевое развитие промежуточной станции

Обгонные пункты бывают с поперечным (а), полупродольным (б) и продольным (в) расположением приемо-отправочных путей, а также с последовательным (г) расположением пассажирских устройств и путей для грузового движения.

Основной является схема обгонного пункта поперечного типа. Ее достоинство - короткая станционная площадка. Полупродольное и продольное расположение обгонных путей применяют в случаях, когда необходимо облегчить разгон поездов после остановки. Схема с последовательным расположением пассажирских устройств и путей для грузового движения целесообразна на участках с интенсивным пригородным движением.

По концам обгонных пунктов укладывают по два диспетчерских съезда, позволяющие переводить движение с одного главного пути на другой. Марки стрелочных переводов данных съездов - не круче 1/11.


Промежуточные станции

Из общего числа станций на железных дорогах основная доля приходится на промежуточные станции. В отличие от разъездов и обгонных пунктов, сооружаемых с целью обеспечения необходимой пропускной способности линии, на каждую промежуточную станцию возлагается еще и задача по организации взаимодействия с потребителями услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом. Для промежуточных станций основными операциями являются:

  • пропуск пассажирских и грузовых поездов, а при необходимости - их скрещение и обгон;
  • прием и отправление пассажирских и почтово-багажных поездов, имеющих остановку на станции;
  • прием и отправление грузовых сборных поездов, имеющих работу на станции, маневровые операции по отцепке и прицепке вагонов к таким поездам;
  • обслуживание грузовых пунктов общего пользования и подъездных путей предприятий;
  • организация и обеспечение пассажирских, почтово-багажных и грузовых операций, а также взаимодействие с другими видами транспорта.

Кроме того, на некоторых промежуточных станциях по местным условиям могут производиться дополнительные операции:

  • формирование сборных или вывозных поездов в адрес других промежуточных станций (опорная станция);
  • соединение или разъединение соединенных поездов;
  • остановка транзитных поездов для полного опробования тормозов перед перегоном с затяжным спуском;
  • оборот пригородных моторвагонных поездов (зонная станция);
  • обеспечение работы подталкивающих локомотивов.

Для выполнения основных операций промежуточные станции должны иметь путевое развитие и устройства с соответствующим оснащением. Для организации пропуска, обгона и скрещения поездов (или других остановок, предусмотренных в графике движения в соответствии с особенностями линии), остановок пассажирских и почтово-багажных поездов, кроме главных, предусматриваются приемо-отправочные пути. Для организации работы с поездами, имеющими отцепку или прицепку вагонов по данной станции, устраиваются вытяжные пути.

Для выполнения грузовых операций предусматриваются погрузочно-выгрузочные пути, грузовые склады или площадки для приема, хранения, выдачи грузов, машины и механизмы для их погрузки и выгрузки, а при необходимости - взвешивания вагонов (вагонные весы), габаритные ворота, выставочные пути для отстоя вагонов, подаваемых на подъездные пути.

К пассажирским устройствам относятся пассажирское здание, пассажирские платформы, переходы в одном или разных уровнях (пешеходные настилы, пешеходные мосты или тоннели), почтово-багажные, санитарно-бытовые и торговые помещения. Пассажирские здания часто объединяются с помещениями для начальника станции и дежурного по станции и располагаются, как правило, со стороны населенного пункта на расстоянии не менее 20 м от оси ближайшего главного пути, а на новых линиях со скоростями движения более 120 км/ч - не менее 25 м. Пассажирский зал проектируют на 25, 50, 100 или 200 пассажиров. Пассажирские платформы строят в основном низкими (200 мм над уровнем головки рельса), их длина должна соответствовать наибольшей длине пассажирских поездов, имеющих остановку на станции. Ширина основной боковой платформы принимается не менее 6 м, промежуточной (островной) - 4 м. На линиях, где обращаются пригордные поезда без подножек для схода пассажиров на низкие платформы, устриваются высокие платформы высотой 1100 мм. Ширина таких платформ принимается 6 — 8 м. Для прохода пассажиров из пассажирского здания на промежуточные платформы устривают переходы в одном уровне с рельсами. Если доступ пассажиров в населенный пункт преграждается железнодорожными путями, а также на линиях, где предусматривается движение поездов со скоростями более 120 км/ч, строятся переходы в разных уровнях (пешеходные мосты и тоннели). Ширина пешеходных тоннелей должна быть не менее 3 м, пешеходных мостов - не менее 2,25 м.

Промежуточные станции оборудуют устройствами СЦБ и связи, освещения, водоснабжения и водоотведения. На электрифицированных линиях главные и приемо-отправочные пути оборудуют контактной сетью. Иногда на промежуточных станциях располагают и тяговые подстанции. К пассажирскому зданию и грузовым складам должны быть удобные автомобильные проезды с обеих сторон от станции с устройством переездов или путепроводных развязок.

В зависимости от взаимного расположения приемо-отправочных путей, промежуточные станции подразделяются на станции поперечного, полупродольного и продольного типа.

Схемы промежуточных станций на однопутной линии

На однопутных линиях чаще всего применяется схема с продольным расположением путей, обладающая преимуществами в сравнении с другими по обеспечению безопасности движения и пропускной способности линии, аналогично разъездам. Схема с полупродольным расположением путей применяется в случае невозможности из-за местных условий разместить пути по продольной схеме. Схема с поперечным расположением путей применяется на однопутных линиях III и IV категорий, а также в трудных топографических и климатических условиях на линиях I и II категорий.

Схемы продольного типа отличаются не только односторонним или разносторонним расположением приемо-отправочных путей относительно главного, но и разносторонним или односторонним расположением пассажирских и грузовых устройств относительно главного пути. Организация пропуска, скрещения или обгона транзитных поездов такая же, как и на разъездах этого же типа.

При проектировании промежуточных станций предусматривается изоляция маршрутов маневровой работы от поездной, чтобы работа по отцепке-прицепке вагонов со сборными поездами и обслуживание грузовых пунктов могли выполняться параллельно со скрещением или обгоном поездов по станции. Для этого пути, ведущие к грузовым устройствам, всегда должны примыкать к вытяжному пути за съездом, по которому осуществляется прием или отправление поездов.

При отсутствии скрещения пассажирских поездов на станциях предусматривают одну пассажирскую платформу, как правило, у пассажирского здания. При наличии скрещений пассажирских поездов вторая (островная) платформа устраивается между главным и приемо-отправочным путем, который далее переходит в вытяжной.

Схемы промежуточных станций на однопутной линии

На двухпутных линиях основной считается схема станции с поперечным расположением приемо-отправочных путей (а), обеспечивающая компактность размещения устройств. Схема с полупродольным расположением путей (б) может применяться при пропуске пассажирских поездов с остановкой по одному из главных путей, а также при необходимости иметь дополнительный погрузочно-выгрузочный фронт или примыкание подъездного пути со стороны пассажирского здания. Схема с продольным расположением путей (в) используется, когда необходимо иметь дополнительный погрузочно-выгрузочный фронт и передачу вагонов (или поездов) с одного направления на другое, а также на скоростных линиях.

Поезда без остановки пропускают по главным путям, а для обгона поездов используются пути 3 (для нечетных) и 4 (для четных). Пассажирские поезда с остановкой пропускаются в схемах продольного и полупродольного типа по главным, а в схеме поперечного типа (а) - четные по II главному, а нечетные - по приемо-отправочному пути 3. Иногда в конкретных местных условиях разрешается устраивать островную пассажирскую платформу между главными путями. Сборные или другие поезда с работой на станции принимаются на путь 5, а при его занятости - на путь 4. При приеме и отправлении сборных поездов в нечетную сторону возникает враждебность с маршрутами по II главному пути.

Промежуточные станции на многопутных участках (обычно на грузонапряженных линиях и подходах к крупным городам) могут быть с поперечным или полупродольным расположением приемо-отправочных путей. Схемы этих станций зависят от числа и специализации главных путей, размещения пассажирских и грузовых устройств, расположения приемо-отправочных путей станции до укладки дополнительных главных путей, длины станционных площадок и других местных условий на участке и на станции. На трехпутных участках два пути - одностороннего действия, как и на двухпутном перегоне, а третий - двустороннего, как на однопутном, причем этот третий двусторонний главный путь может располагаться либо сбоку, либо между главными путями одностороннего действия. На четырехпутных участках возможны различные варианты специализации главных путей для пропуска в разных сочетаниях и направлениях пассажирских, пригородных и грузовых поездов.

Приемо-отправочные пути промежуточных станций имеют полезную длину 850, 1050,1250 м. Число приемо-отправочных путей на промежуточных станциях однопутных линий принимается в зависимости от ее потребной пропускной способности: при 24 парах поездов в сутки и менее - два пути, а при пропускной способности однопутной линии более 24 пар поездов в сутки и на двухпутных линиях - от двух до трех. На предузловых и опорных станциях допускается увеличение числа приемо-отправочных путей до четырех.


Примыкание подъездных путей на промежуточных станциях

В районе промежуточных станций, как правило, располагаются предприятия или базы, потребности в перевозках которых обеспечиваются железнодорожным транспортом. Такие предприятия имеют свою внутреннюю железнодорожную сеть, которую называют промышленным железнодорожным транспортом. На небольших предприятиях это могут быть один-два пути непосредственно у грузовых фронтов, а на крупных, например металлургических заводах, развернутая длина сети доходит до нескольких сотен километров с десятками внутренних станций, собственным локомотивным и вагонным парком.

Для связи железнодорожных станций с внутренней сетью предприятий проектируют подъездные пути, по которым осуществляется передача вагонов на предприятия и обратно. Подъездные пути примыкают к станции, а в особо трудных условиях с разрешения ОАО «РЖД» примыкание может быть на перегоне (вспомогательные посты).

Схемы промежуточных станций на однопутной линии

Примыкание подъездных путей требует дополнительного путевого развития в зависимости от вагонооборота подъездного пути, характера поступающих и отправляемых вагонопотоков (маршрутами, группами, отдельными вагонами или смешанный), количества грузовых пунктов, системы тягового обслуживания (локомотивом станции или предприятия), характера движения по подъездному пути (поездное или маневровое), параметров подъездного пути (протяженность, уклоны, наименьшие радиусы и места расположения площадки предприятия относительно станции примыкания) и пр.

В среднем к промежуточным станциям примыкают один-два подъездных пути, обслуживающих мелкие и средние предприятия, для которых характерны небольшой разнородный или большой, но однородный грузопоток, концентрация грузовых устройств в одном месте и использование железнодорожного транспорта преимущественно либо для завоза грузов, либо для вывоза продукции. Один или несколько грузовых фронтов, сосредоточенных в одном месте предприятия с путевым развитием, складами, машинами и механизмами для грузовых операций, называют грузовым пунктом.

В зависимости от расположения предприятий по отношению к станции существуют различные варианты примыкания подъездных путей к путям станции. Подъездные пути должны примыкать к основной группе путей станции, расположенной с противоположной стороны от пассажирского здания, при подаче вагонов на подъездной путь не должны пересекаться главные пути. Во всех случаях при примыкании подъездных путей к промежуточной станции укладываются предохранительные тупики или сбрасывающие стрелки, чтобы исключить выход подвижного состава с подъездного пути на главные и приемо-отправочные пути станции.

Подъездные пути с маршрутизированным вагонопотоком имеют предприятия добывающей промышленности (карьеры, разрезы) с поступающими маршрутами порожняка и отправительскими маршрутами на выходе, а также предприятия стройиндустрии, нефтеперерабатывающие заводы и ТЭЦ, принимающие грузы маршрутами и отправляющие на линию порожняк. Примыкание подъездных путей с маршрутизированным вагонопотоком осуществляется по возможности так, чтобы на станции примыкания не менялось направление движения маршрутов, следующих на подъездной путь и обратно, причем примыкать такие подъездные пути должны к горловине станции. В большинстве случаев маршруты в адрес подъездного пути после прибытия на станцию примыкания доставляются на грузовые пункты подъездного пути по частям локомотивом предприятия или маневровым локомотивом станции. Если доставки осуществляются локомотивом предприятия, то на станции требуется дополнительно три пути: один - для оставляемой части маршрута, второй - для выводимых с подъездного пути вагонов, третий - для обгона локомотива. При обслуживании подъездных путей магистральными локомотивами через станцию осуществляется только пропуск маршрутных поездов на подъездной путь и обратно, а на станции дополнительно укладывается один приемо-отправочный путь для ожидания отправления на подъездной путь или на участок в зависимости от занятости.

При примыкании подъездных путей с немаршрутизированным вагонопотоком, поступающим на станцию со сборными или вывозными поездами, не играет особой роли направление, откуда он поступает или куда отправляется, поскольку на станции примыкания он перерабатывается. Если вагонопоток небольшой, то при обслуживании подъездного пути локомотивом железной дороги на станции дополнительно укладывается сортировочно-выставочный путь, обычно рядом с существующим выставочным путем у грузовых устройств или параллельно приемо-отправочному пути. При обслуживании подъездного пути локомотивом предприятия на станции осуществляется подборка вагонов в адрес подъездного пути и их перестановка на выставочный путь. Приемо-сдаточные операции выполняются, как правило, на путях станции при обслуживании перевозок локомотивом предприятия и, наоборот, на подъездном пути при обслуживании его локомотивом станции. При обслуживании подъездного пути локомотивом станции ее путевое развитие упрощается, так как не нужно создавать изолированные районы для разных локомотивов, но может потребоваться усиление путевого развития на внутренних путях предприятий.


Опорные промежуточные станции

На линиях с интенсивным движением обращение сборных поездов оказывает отрицательное влияние на участковую скорость и пропускную способность участков, т.к. каждая остановка сборного поезда увеличивает продолжительность нахождения его на участке и приводит к съему с графика не менее одного поезда другой категории. Поэтому уменьшение числа остановок сборного поезда способствует увеличению участковой скорости и лучшему использованию пропускной способности участка.

Схема опорной промежуточной станции

В целях интенсификации перевозочного процесса на участках с большими размерами движения организуют так называемые опорные промежуточные станции. Сборный поезд останавливается только на этих станциях, где отцепляются вагоны в адрес получателей, расположенных как на этой станции, так и на близлежащих промежуточных станциях, на которых он не останавливается. Отцепленные на опорной станции вагоны развозятся на близлежащие станции маневровым локомотивом. После выполнения грузовых операций маневровый локомотив собирает вагоны и доставляет на опорную станцию, где их прицепляют к сборному поезду.

При концентрации грузовой работы на опорных станциях остальные станции либо закрываются для грузовой работы и превращаются по сути в разъезды или обгонные пункты, либо остаются станциями примыкания подъездных путей, которые обслуживаются локомотивом опорной станции. Грузы малодеятельных станций доставляют на опорную станцию автомобильным транспортом, при этом достигается не только сокращение числа остановок сборного поезда, но и сосредоточение грузовой работы на меньшем числе станций.

Опорные станции имеют соответствующее развитие путевого и складского хозяйства, средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. На опорных станциях предусматривается усиление путевого развития и грузовых устройств, которые превращаются в грузовые районы, подразделяемые в зависимости от суточной грузопереработки на четыре категории: I - 12 вагонов, II - 22 вагона, III - 32 вагона, IV - 45 вагонов.

На грузовых районах опорных станций для переработки тарно-штучных грузов строят крытые склады, крытые и открытые платформы. Для непосредственной перегрузки грузов по прямому варианту вагон-автомобиль сооружают высокие платформы шириной не менее 6 м. Для погрузки-выгрузки самоходом различных колесных грузов устраивается высокая платформа длиной 30 или 54 м и шириной 6 м с уклонами пандусов не более 1:7. Для выгрузки навалочных грузов, перевозимых в полувагонах, строятся повышенные пути высотой 1,5…2,4 м, с обеих сторон от которых размещаются площадки для хранения грузов.

Для организации сортировочной работы по подборке вагонов на опорных станциях укладывают сортировочно-выставочные пути, количество которых зависит от объема работы, числа грузовых фронтов и грузовых пунктов или подъездных путей, вагонопотоков на них и системы обслуживания подъездных путей.