Станции и узлы - Тема 13

Грузовые станции

Назначение и классификация грузовых станций
Грузовые станции общего пользования
Специализированные грузовые станции
Портовые станции и паромные переправы

Назначение и классификация грузовых станций

Процесс транспортировки грузов начинается и заканчивается на станциях. Станции, для которых грузовая и коммерческая работа являются основными, называются грузовыми станциями. Это стыковые пункты, на которых осуществляется взаимодействие железнодорожного транспорта с другими видами транспорта - автомобильным, водным, трубопроводным, промышленным, а также с железными дорогами колеи 1435 мм или 750 мм.

Основными операциями, выполняемыми на грузовых станциях, являются прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, выгрузка, сортировка и выдача грузов, оформление перевозочных документов, прием, расформирование, формирование и отправление грузовых поездов, маневровая работа по подаче вагонов на погрузочно-выгрузочные фронты и их уборке, обслуживание подъездных путей и транспортно-экспедиторские услуги.

Грузовая станция

Грузовые станции располагаются в крупных населенных пунктах, промышленных зонах, портах, на пограничных пунктах и в зависимости от назначения подразделяются на станции общего пользования, специализированные, перегрузочные и портовые.

Грузовые станции общего пользования (неспециализированные) служат для погрузки и выгрузки всех видов грузов и обслуживания подъездных путей предприятий. Их сооружают на окраинах городов в пунктах, соединенных железной дорогой с сортировочной или участковой станцией, а автомобильными дорогами - с промышленными районами города.

Специализированные грузовые станции служат для погрузки и выгрузки грузов определенной номенклатуры: угля, руды, минерально-строительных материалов, нефти, газа, лесоматериалов и пр. Такие станции сооружаются в районах добычи ископаемых материалов и сырья, а также в крупных промышленных центрах для обслуживания перерабатывающих комбинатов и производственных предприятий.

К грузовым относят также портовые станции, обслуживающие морские и речные порты и осуществляющие перевалку грузов с железнодорожного транспорта на водныйи обратно. В смешанных интермодальных железнодорожно-водных перевозках через большие водные преграды применяются паромные переправы, обслуживаемые специальными грузовыми станциями, на которых осуществляется погрузка железнодорожных составов на паромы.

Перегрузочные станции специализируются на перегрузке грузов из вагонов одной железнодорожной колеи в вагоны другой колеи. Они подразделяются на внутренние, предназначенные для перегрузки из вагонов нормальной колеи (1520 мм) в вагоны узкой колеи (750 мм), и внешние (пограничные), где производится перегрузка грузов из вагонов колеи 1520 мм в вагоны западноевропейской колеи (1435 мм).


Грузовые станции общего пользования

Грузовые станции общего пользования (неспециализированные) располагают в железнодорожных узлах для переработки в основном местных вагонопотоков, а также на магистральных линиях - для переработки транзитных и местных вагонопотоков. На этих станциях осуществляются технические операции по обработке поездов, коммерческие и грузовые операции, связанные с приемом, погрузкой, выгрузкой и отправлением различных родов груза.

Грузовая станция

К техническим операциям относятся:

  • прием поездов;
  • расформирование поездов с сортировкой вагонов по местам погрузки и выгрузки грузов;
  • подача вагонов в грузовой район и расстановка их по грузовым фронтам;
  • уборка вагонов с мест погрузки и выгрузки;
  • формирование поездов и отправление их на сортировочную станцию или непосредственно на железнодорожную линию.

Коммерческие и грузовые операции включают в себя:

  • прием груза от грузоотправителя;
  • хранение груза;
  • погрузку груза;
  • выдачу груза грузополучателю;
  • оформление документов на грузовые перевозки;
  • сортировку, взвешивание и перегрузку грузов;
  • проверку качества погрузки и креплений груза на открытом подвижном составе;
  • сдачу вагонов под охрану.

В необходимых случаях на грузовых станциях выполняют экипировку локомотивов, работающих на станции или подъездных путях, безотцепочный или отцепочный ремонт грузовых вагонов, подготовку вагонов под погрузку.

Для выполнения вышеуказанных операций на грузовых станциях общего пользования имеются пути, сортировочные устройства, грузовой район, служебно-технические здания и сооружения, в отдельных случаях - устройства для экипировки локомотивов и ремонта вагонов.

Путевое развитие грузовых станций состоит из приемо-отправочных, сортировочных, погрузочно-выгрузочных, выставочных, весовых, соединительных и ходовых путей. Приемо-отправочные пути используются для приема и отправления поездов (передач). На сортировочных путях осуществляются сортировка вагонов и формирование подач по отдельным фронтам погрузки и выгрузки, а также формирование поездов и передач на основную станцию узла или на линию.

Сортировочные устройства могут быть в виде вытяжного пути со стрелочной улицей на уклоне, вытяжного пути специального профиля или горки малой мощности. Вытяжные пути со стрелочной улицей на уклоне применяются при переработке в сутки до 100 вагонов и наличии до четырех пунктов погрузки-выгрузки; вытяжные пути специального профиля - при сортировке до 250 вагонов и наличии более четырех пунктов; горки малой мощности - при объеме переработки более 250 вагонов в сутки.

Одним из основных элементов грузовой станции является грузовой район. В зависимости от объема и характера работы грузовые районы бывают двух видов: неспециализированные (общего типа), предназначенные для переработки нескольких родов грузов, и специализированные - для переработки отдельных категорий грузов. Расположение грузового района на станции должно обеспечивать удобное сообщение с ближайшими населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями; свободный подъезд транспортных средств к складским помещениям; удобную стоянку транспортных средств при погрузочно-выгрузочных операциях.

Схема грузового района тупикового типа

Грузовые районы имеют путевое развитие (погрузочно-выгрузочные, выставочные, весовые, соединительные пути), складские и служебно-технические здания, средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. Погрузочно-выгрузочные пути у складов и платформ строят тупиковыми и сквозными. Взаимное расположение путей должно быть таким, чтобы подача и уборка вагонов осуществлялись без прекращения погрузочно-разгрузочных работ, проводимых у соседних складских помещений. Весовой путь и вагонные весы проектируют в грузовых районах при наличии погрузки навалочных грузов, при этом в целях обеспечения поточности движения вагонов весовой путь обычно располагают между сортировочным парком и грузовым районом. При значительном удалении грузового района от путей станции в нем допускается укладывать выставочные пути. Общую полезную длину выставочных путей проектируют примерно равной удвоенной длине одновременно подаваемой на грузовой район группы вагонов.

В грузовых районах устраивают крытые склады с внутренним или наружным расположением погрузочно-выгрузочных путей для хранения тарных и штучных грузов, мелких отправок; открытые площадки для контейнеров, тяжеловесных грузов, лесоматериалов, металлопроката, минерально-строительных материалов и угля; повышенные пути и эстакады для выгрузки насыпных грузов; размещают устройства для непосредственной перегрузки (по прямому варианту) из вагонов на автотранспорт и наоборот; платформы для колесных грузов и самоходных единиц, строят товарные конторы и другие вспомогательные здания и помещения.

На грузовой станции имеются устройства водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, освещения, энергоснабжения, связи, промышленного телевидения, механизированная (пневматическая) почта для пересылки документов между станционным технологическим центром и товарной конторами и пунктами погрузки-выгрузки.

Грузовая станция общего пользования состоит из двух частей: парков приема, отправления и сортировки вагонов по пунктам подачи и грузового района. Грузовые станции бывают тупиковыми и сквозными.

Грузовые станции тупикового типа могут быть с грузовым районом, размещенным последовательно с парками или параллельно им.

Схемы грузовых станций тупикового типа

При последовательном расположении грузового района (Схема I) обеспечивается поточность движения вагонов при их подаче. Однако такая схема имеет ряд недостатков: не обеспечивается одновременность сортировки вагонов и их подачи; увеличивается пробег локомотивов при следовании их из грузового района в сортировочный парк; перегружается входная горловина станции из-за концентрации в ней операций по приему, отправлению, расформированию и формированию поездов (передач). Она рекомендуется при узкой длинной станционной площадке и небольшом объеме работы.

При параллельном расположении грузового района (Схема II) за счет двух вытяжных путей, расположенных в противоположных концах станции, изолируется работа локомотивов по обслуживанию грузового района и локомотивов, занятых расформированием и формированием составов. На таких станциях обеспечивается одновременность приема или отправления поездов и подачи или уборки вагонов из грузового района. Схема с параллельным расположением парков и грузового района может использоваться при наличии широкой и короткой станционной площадки и значительном объеме местной работы. Такая схема обеспечивает бóльшую перерабатывающую способность станции.

Грузовые станции сквозного типа строятся на магистральных линиях и в крупных железнодорожных узлах. В отличие от тупиковых на них осуществляются пропуск транзитных поездов, а в некоторых случаях - расформирование и формирование сборных поездов и технических маршрутов. Новые грузовые станции в крупных транспортных узлах и городах рекомендуется предусматривать, как правило, сквозными с последовательным расположением парков и параллельным или последовательным расположением грузового района.


Специализированные грузовые станции

Специализированные грузовые станции строят для переработки отдельных грузов: угля, руды, леса, зерна, нефти, сыпучих строительных материалов (песка, щебня, гравия) и др. К специализированным относятся также станции по переработке контейнеров (терминалы) и станции по обслуживанию морских и речных портов и паромных переправ.

Станции (терминалы) для переработки контейнеров и контрейлеров появились в связи с увеличением перевозки грузов в контейнерах как на железнодорожном транспорте, так и в смешанном железнодорожно-водном сообщении. Перевозка грузов в контейнерах позволяет экономить упаковочные материалы, дает возможность организовать доставку груза от отправителя до получателя, минуя промежуточные базы, и полностью механизировать погрузочно-выгрузочные операции. На некоторых железнодорожных линиях обращаются специальные контейнерные поезда.

Схема грузовой контейнерной станции

Для переработки контейнеров на существующих грузовых станциях общего пользования предусматриваются контейнерные площадки, а также строятся новые контейнерные терминалы, представляющие собой специализированные грузовые станции. На таких терминалах имеются приемо-отправочные пути для приема и отправления контейнерных поездов, сортировочные пути и грузовые районы, представляющие собой контейнерные площадки. Приемо-отправочные пути располагаются параллельно грузовым устройствам. Контейнерная площадка оборудуется электрокозловыми кранами пролетом 25 или 32 м и грузоподъемностью не менее 24 т для крупнотоннажных контейнеров и грузоподъемностью 5—6 т и пролетом 16 м для переработки среднетоннажных контейнеров. Для погрузки (заезда самоходом) и выгрузки (съезда) контейнерных автопоездов с несъемными кузовами (контрейлеров) устраивают торцевые платформы, оборудованные автосцепкой и переходными мостиками. Крутизна въезда на торцевую платформу должна быть не более 1:13, а длина — не менее 20 м.

Базы выгрузки минерально-строительных материалов (песка, щебня, гравия, камня) устраивают в населенных пунктах, где ведется крупное строительство. Выгрузка вагонов осуществляется на эстакадах высотой 4—5 м или на повышенных путях высотой до 3 м, куда они подаются целыми маршрутами или группами из нескольких вагонов. Если вагоны прибывают на станцию в маршрутах, примыкание выгрузочного пути устраивается к горловине станции и подача вагонов под выгрузку осуществляется непосредствеено с приемо-отправочных путей. Если вагоны прибывают на станцию группами, вагоны подаются по выгрузку через вытяжной путь. По этой же схеме устраивают пункты выгрузки угля.

Для переработки зерновых грузов строятся зерновые заготовительные пункты, а также пункты, обслуживающие элеваторы и мельницы. Для всех пунктов, обслуживающих перевозки зерна, характерна большая интенсивность работы в периоды уборки зерновых культур. Схема путевого развития таких станций должна обеспечивать поточность выполнения операций, для чего приемо-отправочные, погрузочно-выгрузочные и выставочные пути располагаются последовательно. Поездной локомотив от прибывшего поезда убирается по ходовому пути, маневровый тепловоз прицепляется в хвост составу и подает вагоны на погрузочно-выгрузочные пути. Разгружают вагоны в закрытых помещениях, оборудованных специальными ссыпными ларями, откуда зерно по транпортным лентам подается к подъемным механизмам, находящимся в башнях элеватора. Порожние вагоны электрошпилями (горизонтальными лебедками) подаются на выставочные пути, а оттуда маневровым локомотивом переставляются по ходовому пути на приемо-отправочные пути.

В районах добычи или переработки нефти сооружают пункты налива нефтепродуктов, а также промывочно-пропарочные станции для подготовки цистерн под налив нефтепродуктов. Прибывающие на станцию порожние составы цистерн принимаются на пути приемо-отправочного парка. После технического осмотра составы расформировывают на сортировочные пути по роду налива нефтепродуктов, виду ремонта и подготовки цистерн под налив. С сортировочных путей цистерны по соединительному пути переставляют на пути соответствующих устройств промывочно-пропарочной станции. Подготовленные к наливу цистерны подают на пути пункта налива. Груженые цистерны с пункта налива по соединительному пути убирают на пути станции. Там формируют и отправляют маршруты.


Портовые станции и паромные переправы

Схемы обслуживания морских портов

К числу грузовых относятся портовые станции, обслуживающие морские и речные порты при перевалке грузов с железной дороги на водный транспорт и обратно. Эти станции выполняют работу по приему поездов с ближайшей к порту (предпортовой) сортировочной станции, сортировке вагонов по отдельным погрузочно-выгрузочным фронтам (причалам, складам) и отправлению поездов на сортировочную станцию. При небольшом числе причалов в порту (менее 4) обслуживание порта ведется непосредственно с предпортовой станции (схема А), на которой прибывшие составы поездов расформировываются и из них формируются передачи по отдельным причалам. При числе причалов 4 и более для обслуживания порта перед причалами сооружаются районные парки (схема Б). Предпортовая станция расформировывает составы и выполняет подборку вагонов для районных парков, а районные парки формируют передачи по причалам и судам и подают их под погрузку и выгрузку. При отдаленности предпортовой станции более 13 км от территории порта, а также при значительных объемах работы порта сооружаются отдельные портовые станции (схема В). Портовая станция имеет парк приема прибывающих поездов, сортировочный парк для формирования подач к причалам и сортировочно-отправочные пути для формирования и отправления поездов на линию. Портовые станции могут быть с последовательным и параллельным расположением парков приема и сортировочного.

Железнодорожные паромные переправы устраиваются в тех случаях, когда железная дорога из-за отсутствия железнодорожного перехода через большую реку, пролив или водохранилище должна перевозить вагоны или целые составы в транзитном и местном сообщении. В настоящее время на территории России действует одна морская паромная переправа Ванино - Холмск, связывающая осторв Сахалин с материковой частью. При организации паромных переправ используют одно-, двух- и трехпалубные паромы вместимостью соответственно 26, 104 и 108 четырехосных вагонов. Рельсы на паромах укладываются вдоль оси судна.

Комплекс устройств паромной станции состоит из парков приема поездов в разборку, сортировочно-отправочного с горкой и выставочного (предпаромного). Прибывшие поезда распускаются маневровым локомотивом с горки на пути сортировочного парка, где осуществялется подборка групп вагонов (плетей) по путям парома. Число путей в сортировочном парке принимается равным числу путей на пароме плюс необходимое число сортировочных путей для накопления составов на внешнюю сеть и местных вагонов. Выставочные парки предназначены для выставки подобранных групп вагонов на каждый путь парома и выкатки оттуда прибывших вагонов. Парки приема, сортировочный и выставочный могут располагаться, в зависимости от объема работы и местных условий, последовательно, параллельно или комбинированно. При небольшом вагонообороте (до 100 вагонов в сутки) в качестве сортировочного устройства используется вытяжной путь.