Технические средства железнодорожного транспорта - Урок 2

ГАБАРИТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

- Общие сведения о габарите
- Габариты приближения строений
- Габариты подвижного состава
- Габарит погрузки

Общие сведения о габарите

Соблюдение габаритов на железнодорожном транспорте является одним из важнейших условий обеспечения безопасности движения поездов. Локомотивы и вагоны должны свободно проходить по железнодорожному пути мимо различного рода путевых сооружений, станционных платформ, зданий и других устройств, а также не задевать подвижной состав, расположенный на смежных путях, и различные искусственные сооружения. Это требование обеспечивается соблюдением установленных государственным стандартом габаритов.

Габаритом называется предельное внешнее геометрическое очертание (в определенном сечении) сооружений и устройств, позволяющее установить занимаемое ими пространство и условия размещения соседних объектов.

На железнодорожном транспорте России и стран-бывших республик СССР действует Межгосударственный стандарт ГОСТ 9238-2013 "Габариты железнодорожного подвижного стостава и приближения строений". Этот стандарт распространяется на железные дороги общей сети колеи 1520 мм (для новых линий) и колеи 1524 мм (для существующих линий впредь до перевода их на колею 1520 мм) со скоростями движения до 250 км/ч, а также на подъездные пути промышленных и транспортных предприятий, по которым предусмотрено обращение подвижного состава общей сети железных дорог.

На железных дорогах Российской Федерации установлены: габарит приближения строений, габарит подвижного состава и габарит погрузки.

Все габаритные расстояния, откладываемые в вертикальной плоскости, отсчитываются от уровня головок рельсов, в горизонтальной плоскости - от воображаемой оси железнодорожного пути. Все размеры габаритов приближения строений приводятся для прямых участков пути и кривых радиусом более 4000 м.


Габариты приближения строений

Габариты

Габарит приближения строений - предельное поперечное, перпендикулярное оси железнодорожного пути, очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды, тормозные шины вагонных замедлителей в рабочем положении и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.

Согласно требованиям ПТЭ (п. 16 Глава 3) сооружения и устройства железнодорожного транспорта должны удовлетворять требованиям габаритов приближения строений С, Сп, С250, 1-СМ. Габариты приближения строений должны соблюдаться у всех эксплуатируемых железнодорожных путей общего и необщего пользования. Запрещается нарушать габариты приближения строений при проведении любых ремонтных, строительных и других работ, за исключением случаев полного закрытия движения по железнодорожному пути, габарит которого нарушается, на период проведения таких работ.

Для железных дорог с шириной колеи 1520 (1524) мм установлены габариты приближения строений С, Сп, С250.

Для сооружений и устройств, размещаемых вблизи железнодорожных путей общего пользования со скоростями движения до 200 км/ч включительно и внешних подъездных путей общего и необщего пользования от станции примыкания до территорий предприятий установлен единый габарит приближения строений С.

Габарит C

Минимальная ширина габарита приближения строений С на высоте до 4300 мм составляет 2 х 2450 = 4900 мм, минимальная высота: 6400 мм - для электрифицированных линий, имеющих цепную контактую подвеску с несущим тросом; 6250 мм - для электрифицированных линий, имеющих простую контактную подвеску без несущего троса; 5550 мм - для неэлектрифицированных железнодорожных линий.

В нижней части очертания габарита предусмотрены уступы для размещения пассажирских платформ: 1100 мм - расстояние от головки рельса до верха высокой пассажирской платформы, 1920 мм - расстояние от оси пути до края высокой пассажирской платформы. Для низкой пассажирской платформы эти расстояния составляют соответственно 200 и 1745 мм. В габарите на перегонах на расстоянии 1745 мм от оси пути предусмотрен уступ высотой 1070 мм от головки рельса для перил ограждений, устанавливаемых на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях.

Габаритное расстояние от оси пути до линии приближения строений (зданий, сооружений, опор контактной сети и линий связи, мачт светофоров и др.) установлено 3100 мм.

Для сооружений и устройств, размещаемых вблизи железнодорожных путей необщего пользования, расположенных на территории и между территориями предприятий (заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, шахт, грузовых дворов, баз, складов, карьеров, лесных и торфяных разработок, электростанций, депо и др.), а также для промышленных железнодорожных станций, погрузо-выгрузочных и прочих специальных путей на железнодорожных станциях общего пользования предусмотрен габарит Сп, отличающийся от габарита С высотой, а также наличием дополнительных расстояний от оси пути, регламентирующих установку технологических устройств на междупутьях путей промышленных и транспортных предприятий, по которым не осуществляют пропуск негабаритных грузов).

Строения и устройства, расположенные на железнодорожных линиях, где допускается скороть движения от 200 до 250 км/ч включительно, должны удовлетворять требованиям габарита С250. Данный габарит предполагает увеличение расстояния от оси пути до вновь устанавливаемых опор контактной сети (3300 мм), а также увеличение высоты пространства для размещения устройств контактной сети.

Для железных дорог с шириной колеи 1435 мм предусмотрен габарит 1-СМ. Применение данного габарита допускается и на участках железных дорог колеи 1520 мм пограничных пунктов, на которых применение габарита приближения строений C экономически затруднено, а габарит 1-CM обеспечивает безопасный пропуск эксплуатируемого на этом участке подвижного состава.

Для проверки соблюдения габаритов приближения строений применяется специальная габаритная рама, устанавливаемая на вагоне или дрезине и представляющая собой конструкцию, внешний контур которой соответствует очертанию габарита. Свободный проход рамы возле сооружений и устройств свидетельствует о соблюдении габарита приближения строений.

Места, где объекты расположены на расстоянии менее 3100 мм от оси пути, считаются негабаритными. Они должны иметь специальную отличительную окраску в виде чередующихся наклонных желтых и черных полос и быть обозначены специальным знаком «Негабаритное место».


Габариты подвижного состава

Совмещенные габариты С и Т

Габарит подвижного состава - поперечное, перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.

Габарит железнодорожного подвижного состава является исходным очертанием, по которому рассчитываются допускаемые строительные размеры железнодорожного подвижного состава (производится вписывание в габарит приближения строений). В зависимости от метода расчета габариты подвижного состава подразделяются на статические и кинематические.

Статический габарит подвижного состава устанавливает размеры железнодорожного подвижного состава с учетом возможных поперечных горизонтальных смещений его частей относительно оси пути, возникающих только вследствие наибольших допускаемых разбегов (зазоров) и износов деталей ходовых частей.

Кинематический габарит подвижного состава устанавливает размеры железнодорожного подвижного состава с учетом всех возможных поперечных горизонтальных смещений его частей, в том числе возникающих вследствие наклона кузова на рессорах под воздействием центробежной силы и горизонтальной составляющей силы тяжести в кривых с возвышением наружного рельса.

Габарит подвижного состава неразрывно связан с размерами колеи железных дорог: чем шире колея, тем шире и выше может быть подвижной состав, обращающийся по этой колее. Подвижной состав, эксплуатируемый на общей сети железных дорог России, стран-бывших республик СССР, а также Финляндии и Монголии строится по габаритам, учитывающим ширину колеи 1520 (1524) мм. Для подвижного состава, допускаемого к обращению по железным дорогам колеи 1435 мм ("западноевропейская колея"), а также на железнодорожных путях необщего пользования предусматриваются дополнительные габариты.

Для железнодорожного подвижного состава установлены следующие основные габариты:

  • габарит Т - статический габарит для подвижного состава, допускаемого в обращение по железнодорожным путям общего и необщего пользования с шириной колеи 1520 (1524) мм на электрифицированных железных дорогах и других участках, сооружения и устройства которых отвечают требованиям габаритов приближения строений C и Сп. Габарит Т в основном применяется для вагонов пригородных электропоездов, транспортеров и других вагонов, имеющих увеличенную ширину;
  • габарит 1-Т - статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращение по всем железнодорожным путям общего и необщего пользования с шириной колеи 1520 (1524) мм, внешним и внутренним путям промышленных и транспортных предприятий железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ), а также Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии. По габариту 1-Т строится бóльшая часть магистральных локомотивов, эксплуатируемых только на железныъх дорогах колеи 1520 (1524) мм, а также путевые машины и часть грузовых вагонов;
  • габариты 1-BM (0-Т), 0-ВМ (01-Т), 02-ВМ и 03-ВМ - статические габариты для подвижного состава, эксплуатируемого как на железных дорогах с колеей 1520 (1524) мм, так и на железных дорогах с колеей 1435 мм.
Основные параметры габаритов железнодорожного подвижного состава
Габарит Высота Ширина Габарит Высота Ширина
Для колеи 1520 (1524) мм Для колеи 1520 и 1435 мм
Т 5300 мм 3750 мм 1-ВМ 4700 мм 3400 мм
1-Т 5300 мм 3400 мм 0-ВМ 4650 мм 3250 мм
Тпр 5300 мм 3550 мм 02-ВМ 4650 мм 3150 мм
Тц 5200 мм 3750 мм 03-ВМ 4280 мм 3150 мм

Габарит 1-ВМ предназначен для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращение как по железнодорожным путям с шириной колеи 1520 (1524) мм, так и с шириной колеи 1435 мм, используемых для международных сообщений. Требованиям данного габарита отвечают все пассажирские вагоны для колеи 1520 (1524) мм (кроме двухэтажных и вагонов постройки ГДР), а также основная часть грузовых вагонов, в том числе специальных.

По габариту 0-ВМ строится железнодорожный подвижной состав, допускаемый к обращению как по железным дорогам колеи 1520 (1524) мм, так и по линиям железных дорог государств-членов Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и Международного Союза железных дорог (МСЖД) колеи 1435 мм. По данному габариту строятся универсальные полувагоны и вагоны-платформы. Также габариту 0-ВМ соответствуют пассажирские вагоны производства Германской Демократической Республики (ГДР).

Габариту 02-ВМ должен отвечать подвижной состав, допускаемый в обращение как по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм, так и по железным дорогам государств-членов ОСЖД колеи 1435 мм, за исключением отдельных участков. По габариту 02-ВМ строятся универсальные четырехосные вагоны-цистерны и некоторые другие грузовые вагоны.

Габарит 03-ВМ принят для подвижного состава, допускаемого к обращению по всей сети железных дорог России, стран СНГ и всех европейских и азиатских стран колеи 1435 мм. Данный габарит также называют габаритом РИЦ (RIC - Regolamento Internationale Carrozze, Международный союз по пассажирским и багажным вагонам). Ему соответствуют спальные пассажирские вагоны, используемые в международном сообщении со странами Западной Европы, а также отдельными государствами Азии, Африки и Ближнего Востока.

Для подвижного состава, эксплуатируемого только по железным дорогам колеи 1520 мм предусмотрены дополнительные габариты для отдельных типов вагонов: габарит Тц - для вагонов-цистерн и вагонов-самосвалов, а также габарит Тпр - для двухэтажных пассажирских вагонов и грузовых вагонов, имеющих технологическую негабаритность.


Габарит погрузки

Габарит погрузки

Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном пути.

Грузы, которые выходят за очертания габарита погрузки, считаются негабаритными. В зависимости от высоты, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены зоны негабаритности: нижней, боковой и верхней.

В зависимости от величины выхода груза за габарит погрузки в указанных зонах негабаритности выделяют степени негабаритности: 6 степеней нижней негабаритности, 6 степеней боковой негабаритности и 3 степени верхней негабаритности. Грузы, превышающие установленные пределы негабаритности хотя бы в одной из зон, считаются сверхнегабаритными.

Степень негабаритности груза определяется не только при нахождении подвижного состава на прямом участке пути (когда груз может вписываться в габарит погрузки), но и с учетом прохождения кривых участков (расчетная негабаритность).

Для проверки габаритности грузов, погруженных на открытый подвижной состав, их пропускают через габаритные ворота, которые представляют собой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены планки, либо цепи. Если открытый подвижной состав с грузом пройдет ворота, не касаясь планок (цепей), то габарит не нарушен. Изменение положения планки (цепи) укажет на место, не соответствующее габариту.

Негабаритные грузы могут быть перевезены железнодорожным транспортом при принятии специальных мер предосторожности.

Перевозка сверхнегабаритных грузов, а также грузов 3-й и более степени негабаритности производится с применением контрольной рамы, которая устанавливается на вагоне, следующем за локомотивом. Внешние размеры рамы должны соответствовать размерам негабаритного груза. Сам негабаритный груз размещается в середине поезда, но не ближе чем за 20 осей (5 вагонов) от вагона с контрольной рамой и не менее чем за 4 оси (1 вагон) от хвоста поезда. Перевозка осуществляется в светлое время суток со скоростью не более 15 км/ч на прямых участках пути и 5 км/ч в кривых и на станционных путях. В задней кабине локомотива должен находиться представитель грузоотправителя, наблюдающий за прохождением контрольной рамы мимо сооружений и устройств, расположенных возле железнодорожного пути. Если происходит повреждение контрольной рамы, поезд немедленно останавливается и принимаются меры к устранению мест, препятствующих прохождению негабаритного груза.