Персональный сайт Д.И.Карелина — Публикации — Электронное обучение |
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
Что такое "электронное обучение"Под электронным обучением понимается такая организация образовательного процесса, когда учебный материал представлен в виде электронных (цифровых) ресурсов и к нему имеется доступ обучающихся и преподавателя как локально, так и с использованием сетевых технологий. Электронное обучение предполагает работу с компьютером и/или интернетом. При этом учебный материал предоставляется пользователю на экране компьютера в удобном для него виде:
Электронный учебный курс - компьютерное дидактическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для группового, индивидуального или индивидуализированного обучения и позволяющее контролировать полученные знания и умения обучаемых. В основе создания электронных учебных курсов лежит технология гипертекста. Гипертекст - это текст, воспроизводимый с помощью специальных программ - браузеров и представляющий собой сочетание обычного текста, элементов, определяющих отображение этого текста на экране - "тегов", гиперссылок - переходов на другие части документа, либо на другие документы, в том числе размещенные на других компьютерах и в сети интернет, а также на нетекстовые (мультимедийные) объекты: изображения, аудио- и видеофайлы, презентации и т.д. Электронный учебный курс обладает рядом неоспоримых достоинств, предоставляя возможности:
Разработка электронного курса по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу позволяет использовать компьютер как основное средство обучения, применяемое во время лекций, практических работ, при организации самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе их самоподготовки, а также с целью проверки знаний. В возможности электронного учебного курса входят просмотр лекций и их изучение, а также выполнение тестовых заданий, позволяющее провести самотестирование по отдельным темам и всему курсу в целом; получить рекомендации, выявить сильные и слабые стороны в усвоенном материале. Электронный учебный курс при грамотном использовании может стать мощным инструментом в изучении большинства дисциплин. Простейший электронный учебный курс - это электронный вариант лекции с возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу. Более "продвинутые" электронные учебные курсы строятся по модульному принципу и включают в себя текстовую часть, графику (статические схемы, чертежи, таблицы и рисунки), анимацию, видеозаписи, а также интерактивный блок. Использование компьютерной анимации (gif-анимации, flash-анимации) позволяет визуализировать сложные схемы, процессы и явления, заглянуть внутрь сложного оборудования, технологиченнских процессов. Все это делает учебный процесс увлекательным, ярким и в конечном итоге более продуктивным. Не стоит также забывать, что использование электронных курсов значительно повышает эффективность работы преподавателя. Имея на электронном носителе или сетевом ресурсе электронный курс, преподаватель всегда "вооружен" необходимым содержательным, иллюстративным, справочным материалом и может гибко изменять ход учебного занятия, подстаривая его под конкретные потребности обучающихся. При изложении теоретического материала электронный учебный курс помогает преподавателю доходчиво и наглядно излагать материал в соответствии с программой. Полезны следующие возможности электронных учебных курсов:
Отдельно можно рассматривать режим автоматического представления материала, когда программа полностью заменяет преподавателя, и студент может только приостановить изложение или повторить необходимый фрагмент (режим самостоятельного изучения материала). ![]() При проведении практических занятий применение электронных учебных курсов также очевидно. Например, в электронных курсах часто используются рабочие модели. В тех случаях, когда создать изучаемую ситуацию невозможно, используются программы-симуляторы. Кроме того, на экране преподавателя может собираться статистика выполнения заданий, что позволит учитывать разницу в скорости их выполнения обучающимися. К достоинствам использования электронных учебных курсов во время выполнения практических работ можно отнести и то, что если при выполнении задания обучающемуся понадобится обратиться к лекционному материалу, то он может с легкостью найти ту лекцию, которая ему потребовалась: все переходы должны быть предусмотрены, в том числе и на логически связанные темы. В большой степени возможности электронных учебных курсов раскрываются при организации самостоятельной работы обучающихся. Здесь могут оказаться востребованными мультимедийные функции: анимация и видео, интерактивные компоненты, вовлекающие обучаемого в учебный процесс и не дающие ему отвлечься, дикторский голос и подобранное аудиосопровождение и все возможности интерактивной поисковой системы. Несомненно, с появлением Интернета и бурным развитием тематических сайтов и порталов различного назначения стало возможным найти практически любую информацию, подключившись к сети и сделав несколько запросов к поисковым машинам. Тем не менее преимуществом электронного учебного курса является то, что весь (или большая его часть) необходимого для освоения дисциплины материала собрана в одном месте и обучающимся не приходится тратить время на поиск этого материала по различным источникам. Кроме того, обучающийся может провести самопроверку усвоенного материала, если учебное пособие содержит тестовые задания для проверки знаний. Таким образом, электронные учебные пособия могут использоваться как в контексте лекции, так и в качестве материалов для организации самостоятельной работы обучающихся. Весьма ценными электронные учебные курсы, содержащие модули проведения тестирования, могут оказаться при проведении текущего и рубежного контроля знаний. Персональная работа каждого обучающегося может контролироваться программой, а статистическая информация - собираться на компьютере преподавателя. Использование компьютеров позволяет существенно упростить проведение тестов, сбор и анализ информации об успеваемости обучающихся. Становится возможным проведение моментальных тестов, в которых повторяемость вариантов и неточность оценки минимальны. Также значимым может стать использование "разветвленной" системы оценок, в которой задачи, относящиеся к нескольким темам, оцениваются соответствующим количеством оценок, выставляемых в различные разделы. Таким образом, у преподавателя будет складываться целостная картина и об успеваемости обучающихся, и о качестве усвоения учебного материала. Зачет или экзамен по пройденному курсу может также проходить с использованием электронного учебного курса. Для его проведения используется тот же механизм, что и при проведении текущих тестов. Несмотря на все преимущества, которые вносит в учебный процесс использование электронных учебных курсов, следует учитывать, что последние являются только вспомогательным инструментом, дополняя, а не заменяя преподавателя. Порядок разработки электронного учебного курса![]() В процессе создания электронного учебного курса можно выделить следующие основные этапы:
Подготовленный электронный учебный курс может быть записан на электронные носители (например, компакт-диски). Также к нему может быть организован доступ через локальную сеть образовательного учреждения, либо через сеть интернет. В последнем случае работать с электронным учебным курсом обучающиеся смогут в свободное от аудиторных занятий время (дистанционно). При подготовке статьи частично использован материал интернет-ресурса refleader.ru
Полезные ссылки:Пошаговая инструкция по созданию страницы электронного курса Основные теги гипертекстовой разметки Текстовый редактор с расширенной функциональностью NotePad++ Online-сервис для формирования электронных тестов в формате HTML Портал для создания и проведения online-тестов Online Test Pad Профессиональный HTML-редактор Macromedia HomeSite+ Расширение для пакета Microsoft Office 2007, позволяющее сохранять документы в формате PDF |
Главная • Наверх • Карта сайта
|