Обслуживание пассажиров на вокзалах и станциях– Общие сведения о пассажирских станциях– Вокзалы и пассажирские комплексы – Сервисное обслуживание пассажиров на вокзалах Общие сведения о пассажирских станцияхПассажирские станции обслуживают административные и промышленные центры, курортные районы, населенные пункты с морскими и речными портами, аэропортами, стыковые пункты железнодорожного и автомобильного транспорта, магистральные направления со значительным пассажирским движением. По характеру выполняемой работы, связанной с обслуживанием пассажиров, станции делятся на пассажирские, пассажирские технические, объединенные и зонные. Пассажирские станции предназначены для выполнения операций по посадке, высадке и обслуживанию пассажиров, отправлению и приему скорых, пассажирских и пригородных поездов, а также всех коммерческих операций по оформлению проезда пассажиров в поездах всех категорий и перевозок багажа. Они имеют следующие устройства:
Пассажирские технические станции имеют пути и устройства для переформирования, экипировки, технического обслуживания, ремонта, мойки и очистки пассажирских составов, а также их массового отстоя между рейсами. Объединенные пассажирские станции совмещают в себе функции пассажирских и пассажирских технических станций. Зонные станции устраиваются на границах зон обращения пригородных поездов. Они обслуживают пригородных пассажиров, осуществляют оборот пригородных составов, их техническое обслуживание и в некоторых случаях - экипировку. Кроме того на пригородных линиях устраивают остановочные пункты, которые не являются станциями, а служат лишь для посадки и высадки пассажиров и продажи проездных документов на пригородные поезда. По условиям обработки составов пассажирских поездов пассажирские станции разделяют на:
По видам путевого развития пассажирские станции бывают:
Пассажирское здание (вокзал) по отношению к путям, предназначенным для приема и отправления пассажирских поездов, может иметь расположение:
Вокзалы и пассажирские комплексыЖелезнодорожный вокзал представляет собой совокупность станционных зданий, сооружений и устройств, необходимых для обслуживания пассажиров и предоставления им сопутствующих услуг. Он имеет специальный штат сотрудников и единый экономико-хозяйственный механизм организации производственной деятельности, который регламентируется Типовым технологическим процессом работы вокзалов, Отраслевыми нормами технологического проектирования железнодорожных вокзалов, Техническим регламентом оснащенности железнодорожных вокзалов и другими нормативными документами. Пассажирский комплекс должен включать комплекс зданий, сооружений и устройств, необходимых для быстрого, безопасного и удобного выполнения операций по обслуживанию пассажиров. Сюда включаются пассажирские здания, привокзальные площади, пассажирские платформы с павильонами, пешеходные мосты, тоннели и переходы, устройства для хранения багажа и ручной клади, почтовые и торговые киоски. Расположение, функции и технология работы вокзалов должны в наибольшей степени отвечать требованиям транспортного обслуживания населения с учетом развития пассажирских перевозок и рационального взаимодействия с другими видами транспорта, прежде всего, городского. Привокзальная площадь должна быть удобной для пешеходов и городского транспорта, отвечая требованиям архитектуры и маркетинга. Мощность и размеры основных устройств пассажирского комплекса (приемоотправочные и перронные пути, пассажирские платформы, привокзальная площадь, внутривокзальные устройства, технические средства) должны соответствовать количеству прибывающих и отправляющихся поездов различных категорий в периоды интенсивного движения. Технология работы пассажирского комплекса должна быть увязана с графиком движения пассажирских поездов и обеспечивать оказание всех необходимых услуг пассажирам и выполнение операций с пригородными и пассажирскими поездами всех категорий. В зависимости от категории обслуживаемых пассажиров вокзалы разделяют на следующие виды:
В зависимости от объемов выполняемой работы, выражаемого в баллах, вокзалы подразделяются на классы:
В зависимости от объема здания и расчетного числа одновременно находящихся в нем пассажиров, вокзалы различают по категориям:
Железнодорожный вокзал проектируется как единый комплекс, включающий в себя пассажирские здания, вспомогательные сооружения и перронные устройства для посадки и высадки пассажиров. Состав и размеры помещений вокзалов зависят от характера пассажиропотоков, типа вокзала, его расчетной вместимости. Вокзалы проектируются таким образом, чтобы обеспечить обслуживание пассажиров в кратчайшие сроки и при этом создать им максимальные удобства. Вокзалы включают в себя пассажирские, административно-служебные и вспомогательные помещения. Основными пассажирскими помещениями вокзалов являются:
Вестибюли и входные узлы здания вокзала являются организующими помещениями в направлении потоков пассажиров и помещениями, содержащими информационные устройства, служащие для облегчения функционирования вокзала (указатели, табло, информационные панели и т.п.) и устройства обеспечения безопасности. Распределительные помещения (конкóрсы) представляют собой крытые вестибюли, предназначенные для связи между зданием вокзала и выходами на платформы. Операционные залы предназначены для размещения билетных касс, справочных бюро, мест приема-выдачи багажа и т.п. Они обслуживают в основном отправление пассажиров (поездная информация, оформление проездных документов, багажные и почтовые операции и др.). Залы проектируются общими или раздельными для различных категорий пассажиров. Операционные залы должны иметь удобную связь с другими пассажирскими помещениями, выходами на платформы и привокзальную площадь. При больших потоках пассажиров выделяют отдельно кассовые залы. Залы ожидания не должны быть проходными для других крупных помещений, они должны быть удобно связаны с ними и с выходами на платформы. Для транзитных пассажиров устраиваются комнаты матери и ребенка и комнаты отдыха. Административно-служебные и вспомогательные помещения, связанные с обслуживанием пассажиров (помещения начальника вокзала (ЛВОК), дежурного по вокзалу, медпункт, линейный пункт полиции, санитарные узлы, парикмахерская и др.) располагают при операционных залах и залах ожидания. Помещения, не связанные с обслуживанием пассажиров (помещения начальника станции (ДС), дежурного по станции (ДСП), дежурного по парку (ДСПП) и др.) размещают со стороны перрона. Пассажирские павильоны обслуживают главным образом пригородных пассажиров и имеют малую номенклатуру помещений, таких как: кассовый зал, часто совмещенный с залом ожидания и небольшое число служебных и вспомогательных помещений. Павильоны также могут иметь навесы над платформой. Пассажирские платформы, входящие в вокзальный комплекс, разделяют на основные, примыкающие к вокзалу, и промежуточные, расположенные между путями. Различают также платформы односторонние (береговые), когда прилегающие к ним пути расположены с одной стороны, и двухсторонние (островные) – при расположении путей с обеих сторон. Высокие платформы устраивают на высоте 1100 мм от уровня головки рельса, низкие платформы имеют высоту 200 мм. При больших потоках пассажиров платформы делают высокими и крытыми. Длина платформ зависит от длины пассажирских составов с учетом возможности их удлинения - до 450 м для поездов дальнего следования, до 300 м - для пригородных поездов. Сервисное обслуживание пассажиров на вокзалахОсновной целью деятельности вокзалов является удовлетворение запросов пассажиров в предоставлении основных, сопутствующих и дополнительных видов сервисных услуг, расширение диапазона этих услуг и повышение качества обслуживания пассажиров с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей. Вокзал - "ворота" в город. Первое впечатление о городе у приезжающих складывается из внешнего и внутреннего вида вокзала, его интерьера, чистоты залов, помещений, культуры, вежливости и качества обслуживания его структурных подразделений. Первая оценка работы железнодорожного транспорта пассажиром формируется после соприкосновения с работой вокзала и его служб. Работой вокзала руководят начальник вокзала и его заместители, а случае отсутствия руководства вокзала его работой руководят дежурные помощники начальника вокзала, работающие по сменам. Крупные вокзалы выполняют весь комплекс операций по обслуживанию пассажиров:
Базовый перечень услуг, предоставляемых на територии вокзальных комплексов различных классов, а также требования к их качеству и потребительским характеристикам, определены государственным стандартом ГОСТ Р 58171-2018 «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров на вокзальных комплексах». На вокзальных комплексах должна быть обеспечена безопасная и удобная посадка и/или высадка пассажиров в железнодорожный пассажирский подвижной состав и созданы условия для возможности безопасного и комфортного ожидания поезда. Набор услуг, доступных для пассажиров и посетителей на территории вокзального комплекса, зависит от его класса. На вокзальных комплексах всех классов пассажирам и посетителям должна быть обеспечена возможность пользования следующими обязательными услугами:
Минимально необходимый состав обязательных услуг, оказываемых пассажирам и посетителям на вокзальных комплексах в соответствии с их классами:
* р - предоставление услуги рекомендовано На вокзальном комплексе, в соответствии с его классом, пассажиры и посетители должны иметь возможность получения дополнительных услуг:
Информационно-справочное обслуживание пассажиров и посетителей на вокзальных комплексах должно включать в себя:
Информация должна быть понятна, достоверна, актуальна и доступна пассажирам и посетителям в полном объеме в соответствии с режимом работы вокзального комплекса. Визуальным способом (динамические информационные табло, информационные стенды, типографские плакаты, информационные буклеты, объявления в печатном виде) должна предоставляться следующая информация (закрашенными маркерами обозначена информация, которая должна предоставляться на вокзалах всех классов):
Некоторая информация (отмечена звездочками) должна периодически дублироваться аудиальным способом (голосовое оповещение диктором, автоинформатор). Информация о наличии мест в поездах должна предоставляться пассажирам устно (работниками билетных касс, либо справочного бюро) и/или через информационно-справочные установки индивидуального пользования. Услуги по оформлению проездных документов на территории вокзального комплекса должны быть доступны пассажирам и посетителям в следующем объеме:
Пассажирам на территории вокзального комплекса должны предоставляться услуги кратковременного ожидания отправления:
Залы ожидания вокзальных комплексов должны обеспечивать пассажирам и посетителям комфортные условия проведения времени в ожидании пассажирского поезда и должны быть оборудованы креслами. Залы ожидания должны быть оборудованы электрическими розетками для зарядки переносных электронных устройств. В залах ожидания вокзалов внеклассных и I класса должен быть обеспечен беспроводной доступ в Интернет. В непосредственной близости от залов ожидания и/или на их территории рекомендовано предоставлять пассажирам и посетителям возможность пользования услугами предприятий потребительского рынка и услугами питания. В вокзальных комплексах внеклассных и I класса рекомендуется оборудовать залы ожидания повышенной комфортности, которые должны иметь:
Для обеспечения комфортного ожидания пассажирами поезда непосредственно перед его прибытием и/или отправлением платформы вокзальных комплексов рекомендовано оборудовать навесами, скамьями, урнами. Для размещения транзитных пассажиров, которые могут находиться на территории вокзального комплекса достаточно продолжительное время в ожидании пересадки на другой поезд, на вокзале должны быть предусмотрены комнаты длительного отдыха и комнаты матери и ребенка. В комнатах длительного отдыха пассажирам предоставляются спальные места и постельные принадлежности, пользование душем и туалетом, хранение личных вещей, пользование бытовыми приборами, информационно-развлекательные услуги. Комнаты матери и ребенка предназначены для организации отдыха пассажиров с детьми и беременных женщин с предоставлением комнат для пеленания и игровых комнат. В санитарных помещениях вокзальных комплексов пассажиры и посетители должны иметь возможность воспользоваться туалетными кабинами и умывальниками. А на внеклассных вокзальных комплексах - душевыми кабинами. Медицинские пункты вокзальных комплексов должны предоставлять услуги по оказанию первичной доврачебной и врачебной медико-санитарной помощи в неотложной и экстренной форме пассажирам и посетителям вокзального комплекса, а также в поездах во время их стоянки. В случае отсутствия медицинского пункта на территории вокзального комплекса должна быть в наличии медицинская аптечка для оказания первой помощи. Услуга по перемещению ручной клади и багажа пассажиров, а также личных вещей посетителей на внеклассном вокзальном комплексе должна оказываться на платной основе носильщиками в границах территории вокзального комплекса. Пассажиры и посетители должны иметь возможность начать пользоваться услугами носильщика в удобный для них момент, с этой целью на вокзальном комплексе должна быть определена схема размещения носильщиков в период ожидания обслуживания:
Носильщики должны осуществлять доставку ручной клади и багажа пассажиров и личных вещей посетителей к указанному клиентом месту назначения вручную или с помощью специальных тележек. Услуги по хранению ручной клади пассажиров и личных вещей посетителей на вокзальном комплексе должны предоставляться на платной основе в круглосуточном режиме и включать в себя прием, хранение и выдачу ручной клади пассажиров и вещей посетителей вокзального комплекса. Услуги по хранению ручной клади пассажиров и вещей посетителей могут оказываться как в стационарных камерах хранения, так и с использованием автоматизированных камер хранения. С целью улучшения качества обслуживания пассажиров и посетителей на территории вокзального комплекса могут быть предусмотрены следующие услуги за дополнительную плату:
|